Китай, Чайна и прочие варварские названия Срединного государства (часть вторая)

Называть китайцами жителей Срединного государства – это как назвать русских татарами. И это не просто хлесткий подзаголовок. Это суть дела, всплывающая из глубины истории. В первой части уже рассказывалось, что самоназвание (этническое) жителей Срединного государства (Чжунго) – это хуажэнь и хань. Так при чем тут «китайцы»? И почему Хуася или Чжунго русские и жители европейского средневековья назвали Китай или Катай (у Марко Поло – Catay, у Фра Мауро – Chataio). И как это соотносится с самоназваниями ханьцев и их страны?

август 29, 2024 - 04:48
август 29, 2024 - 16:46
 0  9
Китай, Чайна и прочие варварские названия Срединного государства (часть вторая)

Погребальная маска из киданьской гробницы (изображает лицо захороненного знатного киданя)

На первый вопрос ответить проще всего – и русские и европейцы Средневековья восприняли название Китай/Catay через посредство арабо-мусульманского и тюрко-мусульманского мира, где Северный Китай назывался Qitai/Qїtai (т.е. Хитай или Хытай). Так повелось еще с IX в. и продолжалось вплоть до XIV в. – см., например, в сборнике летописей «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина (жил в 1248 – 1318 гг.), в этой «энциклопедии средневекового мира» для всех персоязычных того времени.

А вот объяснить, почему Qitai связан с Чжунго, это уже сложнее. Тут нужно углубиться в историю Центральной и Восточной Азии IX – XII вв. Дело в том, что изначально тюркские соседи по Поднебесной словами Qitai/Qїtai называли киданей. Собственно и родственники киданей монголы называли их также – Kitad (это множественное число от ед.ч. Kitan). Кстати, китайская транскрипция этого этнонима – 契丹 цидань (это современное чтение, а в IX в. эти иероглифы звучали как kitan). Название киданей было затем перенесено тюркскими соседями на всю огромную территорию северного Китая – от монгольских земель и до рек Хуайхэ и Янцзы (т.е. с севера на юг) и от уйгурских земель до Шаньдунского полуострова (т.е. с запада на восток).

И произошло это из-за событий, имевших огромную важность для данного региона. Речь идет о создании империи киданей, именовавшейся Ляо, а потом замещении ее империей чжурчжэней Цзинь, которая еще более расширила ляоские владения. Ведь Цзинь в итоге заняла половину территорий Срединного государства. Купцы и торговцы из мусульманского мира с того времени четко подразделяли Срединное государство на две части – на Хитай и Чин-Мачин (или еще иначе - Манзи). Знание актуальной политической географии было важнейшим делом для иноземных торговцев – ведь они не могли ошибаться ни в границах государств, ни в именах и титулах их правителей, уж не говоря о политических, правовых, налоговых и торговых порядках на их территориях. Поэтому купцы – арабы, персы, уйгуры и индусы из мусульманских княжеств Индии того времени, отлично знали – на севере Тамгача (более раннее арабское название единого Китая, по наименованию династии Тан, существовавшей в 618 – 897 гг.) есть огромная империя киданей Хитай (потом там же – империя чжурчжэней, на которую продолжили это же название), а вот южнее рек Хуайхэ и Янцзы находится империя Сун (это собственно китайская династия), которую они называли сдвоенным именем Чин (от индусского названия Китая, апеллирующего к глубокой древности, к династии Цинь) и Мачин (или Манзи).

В первой части уже сообщалось, что сами ханьцы называли южную периферию Срединного государства землями «южных варваров», т.е. маньцзы. Потому и арабские купцы, которые в основном торговали именно в южных портах (Гуанчжоу/Кантон, Цюаньчжоу), восприняли маньцзы (в форме Манзи) как название южных земель Поднебесной. Степень консервативности названия Хитай была довольно большой – даже когда подвластные киданям чжурчжэни сначала сбросили их власть в своих собственных землях, а потом, в 1125 г., захватили и остальную территорию Ляо, соседи все равно продолжали называть эту страну Хитаем. Даже монголы, ближайшие их соседи и данники, в XII – начале XIII в. называли империю Цзинь как Китад, хотя они отлично знали и чжурчжэней и официальное наименование их империи Цзинь (金 Цзинь, значит «золото»), называя их самих как Джурчед, а их императора как алтан-хан (т.е. «золотой хан»).

Это объясняется тем глубоким влиянием, которое оказали кидани и их империя Ляо на историю и культуру многих народов Центральной и Восточной Азии. Да и на само Срединное государство они повлияли не в меньшей степени. Тема эта обширная, к ней можно будет возвратиться позже, при случае. Пока же стоит отметить, что кидани не пошли по пути прежних северных варваров, которые с IV в. н.э. неоднократно завоевывали север Китая и создавали там так называемые Северные династии – в отличие от них кидани не стремились погружаться в культуру ханьцев и быстро ассимилироваться с ними. Кидани первыми начали строить империю, сочетающую как их собственную оригинальную культуру, так и достижения ханьской цивилизации. Так, кидани изобрели собственную письменность (даже две – т.н. «большое письмо» и «малое письмо»), с помощью которой велись официальные записи и создавались мемориальные памятники (у могил и гробниц, памятных монументах и т.п.). Система административного управления Ляо была также оригинальной – земли империи были поделены между двумя отдельными, независимыми друг от друга, частями административного аппарата. Одна часть ведала исключительно кочевым населением и их землями, а вторая – только оседлыми землями, которые ранее входили в состав китайской империи Тан. К слову, многие из наработок киданей в различных областях потом использовал Чингисхан в ходе создания своей империи.

Осталось теперь только прояснить один вопрос – как же дошло на Русь название Хитай, точнее, где была та контактная зона, что позволила совершиться вышеназванному заимствованию. Ответить на него нетрудно, поскольку Крым нам всем известен. А именно там была активная контактная зона Руси с тюрко-мусульманским и арабо-мусульманским миром в XI – начале XIII в. О постоянно находящихся в Крыму русских купцах, их контрагентах из алан, греков, арабов и тюрок нам сообщает сельджукский автор Ибн Биби (начало XIII в.). Независимо от него про то же пишет и арабский хронист и историк-энциклопедист Ибн аль-Асир (родился в Джазире в 1160 г. и умер в Мосуле в 1132/33 г.), которые жил и писал свою знаменитую «всемирную историю» по соседству с сельджукским эмиратом. А материальным подтверждением их слов являются многочисленные находки кладов из сельджукских монет на русских землях, датируемые концом XII – началом XIII в. Их география обширна – это и южная часть Киевщины (есть находки и в самом Киеве), и Белгород с Курском, и еще далее на северо-восток тогдашней Руси. Любопытно отметить, что последняя дата на найденных на Руси сельджукских монет – это 1237 г. Т.е. дата начала «Батыева пленения». В ходе постоянного общении русских купцов с их восточными контрагентами в Крыму наверняка рассказывались и пересказывались различные удивительные истории, происходившие с арабскими, персидскими или тюркскими торговцами в далеких и удивительных странах. Таких как Китай.

Вам понравилось?

like

dislike