Неуловимая могила Чингисхана
Наверное, многие читали в СМИ (или по крайней мере видели сенсационные заголовки) о «находках могилы Чингисхана» или о том, что вот-вот ее найдут, ибо местоположение ее «совершенно точно определено» очередным ученым имярек (вариант – экспедицией «британских/китайских/японских», нужное выбрать, ученых). Потом все стихает и о результатах такой очередной «находки» ничего не слышно и не видно. Это длится давно, но реальных археологических раскопок как не было, так и нет. Но вовсе не потому, что не было ни самого Чингисхана, ни его могилы. Конечно, в истории существовал и сам «Потрясатель вселенной» и, соответственно, место его захоронения. Но скорее всего найти его могилу, а точнее целый некрополь (т.е. самого Чингисхана и ряда его потомков), практически невозможно. И вот почему.
Обелиск (в виде пайцзы) Чингисхану в Хан-Хэнтэйском заповеднике
Хотя мы располагаем весьма подробным описанием как похорон Чингисхана, так и местности, где они прошли, которое оставил нам Рашид ад-Дин в его сборнике летописей «Джами ат-таварих», но все равно неудачи преследуют тех, кто пытается применить его к поискам на указанном Рашид ад-Дином месте, называемом «гора Бурхан-Халдун». Пересказ визирем на службе монгольских властителей Ирана, т.е. Рашид ад-Дином, той легенды, которую ему рассказывали многие знатные монголы в конце XIII в., представляется очень правдоподобным. Это-то и заставляет большинство ищущих «могилу Чингисхана» следовать именно ей – ведь в ней есть и точные географические ориентиры, и ссылки на реальные погребальные традиции монголов (хоронить обязательно на родине, там же, где и родился), и некоторые другие достоверные детали их верований и обычаев XII – XIII вв. Кроме того Рашид ад-Дин правильно сообщает, что место захоронения Чингисхана стало некрополем и других каанов – Угэдэя, Гуюка, Мэнгу-каана, а еще 4-го сына Чингисхана Тулуя (при династии Юань он посмертно получил титул императора и посмертное храмовое имя) и его сыновей, правивших в Центральном улусе (позже – империя Юань), т.е. Ариг-Буги, Хубилая, а также и их потомков.
Последнее подтверждается и «Юань ши», где говорится, что Чингисхан, Угэдэй, Гуюк, Мэнгу-каан, Хубилай и его внук каан Тэмур «похоронены в ущелье Циняньгу (起輦谷)» (где гу – по-китайски «ущелье», а Цинянь – это транскрипция иероглифами собственно монгольского наименования этого ущелья). И в сообщениях «Юань ши» о похоронах императоров династии Юань также повторяется фраза про захоронение в «ущелье Циняньгу». Само это название довольно условное – данные иероглифы (их чтение приводится в современном произношении) 起輦 цинянь передают транскрипцию какого-то монгольского топонима. В XIII веке это название, вероятно, произносилось как «Кинийал» (с учетом тех фонетических изменений, которые произошли с XIII в.).
Китайские комментаторы «Юань ши» выдвигают предположение, что это ущелье находилось в районе возвышенностей на северо-западе уезда Ундэр-Сумэ Автономного района Внутренняя Монголия в КНР (про это сообщается в энциклопедическом словаре Юань ши цыдянь). Но с не меньшим основанием это может быть названием какого-то из ущелий в горном районе Хэнтэй (ныне там находится Хан-Хэнтэйский природный заповедник), где под его высшей точкой, горой Хан-Хэнтэй (она же Хэнтэй-Хан-Ула), обычно и понимают «гору Бурхан-Халдун».
Но надо признать, что увлеченные такими подробностями исследователи совершенно упускают из вида одну важную деталь рассказа Рашид ад-Дина – о той секретности, с которой проводились все эти захоронения. Причем секретности жесточайшей, требовавшей умерщвлять свидетелей. Кроме того, следует учитывать, что уже в первой трети XIV в. при династии Юань точное место некрополя было или забыто, или специально заброшено – совершенно точно известно, что начиная с императора Вэнь-цзуна (это его посмертное храмовое имя, а его монгольское имя – Ток-Тэмур, умер 2 сентября 1332 г.) императоров Юань там не хоронили. Да и следующих за ним уже хоронили тоже в совсем ином месте.
Все это следует из внимательного изучения сообщений в заключительных абзацах «Бэньцзи (Основные записи)», т.е. анналов правлений нескольких предыдущих императоров (т.е. бывших до Вэнь-цзуна). Из них можно понять, что этих императоров тоже не хоронили в этом некрополе. Ведь там, после этикетной фразы «похоронен в ущелье Циняньгу», зачем-то добавляется фраза «вслед за всеми гробницами государей», которой не было в описаниях похорон всех императоров до Ин-цзуна (Гэгэн-хаган по монгольскому имени, он был убит заговорщиками 4 сентября 1323 г.). Это и доказывает, что в так называемых шилу («правдивые записи», что были основой для написания «Основных записей»), ведшихся синхронно дням правления императоров Юань придворными историографами, фраза «похоронен в ущелье Циняньгу» писалась лишь этикетно, в соответствии с традицией, но не с реальным положением дел.
Так что, вероятно, Ин-цзуна, первого из числа императоров Юань, в 1323 г. не хоронили в некрополе Чингисхана – как результат его гибели от рук заговорщиков и ненависти к нему узурпатора. А где именно были похороны, это придворным историографам поздней Юань было уже неизвестно – место гробницы делалось тайной, вот поэтому в шилу лишь добавлялась туманная фраза о «вслед за всеми гробницами государей». Именно эту фразу из шилу потом повторяли и авторы «Юань ши».
Конечно, может показаться, что это гипотеза, основанная только на интерпретации небольшого фрагмента текста «Юань ши». Но дело в том, что она подтверждается развернутым и подробным текстом известного юаньского и минского историка Е Цзы-ци (1327 – 1390), написавшего большое историческое сочинение 草木子 Цао му цзы (закончено в 1378 г., т.е. всего через 10 лет после падения Юань в Китае). В нем, в частности, есть раздел, где говорится о погребальном ритуале именно позднеюаньских императоров. Там же сказано:
«Внутри дворца юаньского императорского двора используются деревянные колоды, у которых с двух торцов продолблены отверстия внутрь ее [колоды]. [Они] подбираются подходящими под размеры человеческих фигур и служат гробами. Останки помещаются внутри них. После покрытия лаком, их оборачивают тремя слоями золота, закрепляют и доставляют к месту их установки в усыпальницах ”Северного сада”. Их глубоко зарывают, а потом – используют 10 000 коней, чтобы затоптать и заровнять [место захоронения], и ждут пока там зазеленеют травы. Отменяют строгую охрану [захоронения] только тогда, когда уже все холмики вокруг сгладятся. Не стоит возвращаться и искать признаки [захоронения] – никаких следов не остается».
Помимо сведений о мерах по поддержанию режима секретности, Е Цзы-ци сообщает, что некрополь поздних юаньских императоров и членов их семьи находился в совсем в другом месте, чем гора Бурхан-Халдун, находящаяся в районе Хэнтэйского хребта в Монголии. Все это говорит о том, что с 20-х годов XIV в. некрополь Чингисхана и других каанов «в ущелье Кинийал» уже не использовался для захоронений.
После падения династии Юань в Китае (1368 г.) и разорения Каракорума и других центров Монголии с ходе нескольких походов минских войск в 1370-х годах, когда погибли остатки архивов на монгольском языке (хранившиеся в Шанду и Каракоруме), данные о местонахождении некрополя Чингисхана были окончательно потеряны. А живых свидетелей к тому времени и быть не могло, ведь как выше написано, практика захоронений в «ущелье Циняньгу» прекратилась почти полвека назад.
Есть и еще одно обстоятельство, обеспечивавшее секретность некрополя Чингисхана. Это политика сознательной дезинформации, несомненный факт которой выявляется из сообщений южносунских разведчиков Пэн Да-я и Сюй Тина, побывавших в Каракоруме в 1233 и 1236/37 г., соответственно. Вот что сообщает Сюй Тин в своем отчете в составе сводного сочинения «Хэй-да шилюэ» (оно состоит из записок этих двух китайских разведчиков):
«[Я, Сюй] Тин видел могилу Тэмочжэня, находящуюся на берегу реки Лугоу. Горы и река окружают [ее]. Мне передали рассказ, что Тэмочжэнь родился в этом месте, поэтому [когда он] умер, то и похоронили [его] там же. Не знаю, действительно ли это так или нет».
Сомнения Сюй Тина совершенно основательные – «река Лугоу» это китайское название р. Керулен, где Чингисхан (Темучжин) не мог родиться, ведь место его рождения было в истоках рек Тола и Онон, т.е. хребта Хэнтэй, о чем всем монголам было отлично известно. Можно было бы это списать на ошибку переводчика этой южносунской миссии или недопонимание самого Сюй Тина, но ведь точно так же дезинформировали Пэн Да-я, о чем он сам пишет:
«Их [черных татар] могилы не имеют курганов. [Черные татары] используют коней, чтобы вытоптать [могилу] и довести до совершенно ровного места. Что касается могилы Тэмочжэня, то [вокруг нее] воткнуты стрелы в качестве ограды (шириной свыше 30 ли) и патрулируют всадники в качестве охраны».
Как и Сюй Тину, Пэн Да-я издали показали некое место, назвав его «могилой Чингисхана». Но проблема заключается в том, что Пэн Да-я не был далее Каракорума – его маршрут пролегал от Яньцзина, т.е. современного Пекина, до Каракорума и обратно той же дорогой. А гора Бурхан-Халдун находится в 450 км к северо-востоку от Каракорума. Ни о каких «30 ли», т.е. 15 километрах, и речи быть не может. Все это наводит на мысль о продуманной системе дезинформации касательно «могилы Чингисхана», которая до сих пор путает следы поколениям исследователей. А потому – если ее и найдут, то скорее всего по исключительной и редкой случайности.
Роман Храпачевский, 2020 г.
Вам понравилось?