История дамского рукоделия Или занимайте руки делом, чтобы лукавый не спрятался в них

Сентябрь 13, 2024 - 15:15
Сентябрь 13, 2024 - 05:20
 0  6
История дамского рукоделия Или занимайте руки делом, чтобы лукавый не спрятался в них

Я писала статью о старинной поговорке "Пустые руки - орудие лукавого" на своем канале. Какое отношение имеет эта цитата из Библии к дамскому рукоделию? Прямое! Добродетельная дама не сидит без дела, даже в минуту отдыха руки заняты вязанием — «в пустых руках прячется лукавый» (один из вариантов поговорки).

Поэтому европейские дамы исстари пряли, плели на дощечках, вышивали, вязали. Не только из любви к вышивке! Это для простолюдинок рукоделие не было хобби на досуге.

“Embroidering. At home with the virgin Mary. Austria", 1340. Schaffhausen, Stadtbibliothek, Gen. "Вышивание. Дом девы Марии". Австрия, 1340 г. Шаффхаузен, Городская библиотека.Надо сказать, что в те годы металлические иглы для вышивки были дорогим инструментом, как в наше время вязальная машинка. Ими пользовались богатые аристократки, а простолюдинки шили костяными иглами одежду.

“Embroidering. At home with the virgin Mary. Austria, 1340. Schaffhausen, Stadtbibliothek, Gen. 8 @e-codices” «Вышивание. Дом  девы Марии. Австрия, 1340 г. Шаффхаузен, Городская библиотека, Генерал. 8 @ e-codices »

Рукопись, начало 15 века, Франция. Ткачество на дощечках. Ткать на дощечках не так просто, нужно внимание при перекидовании дощечек в ту или другую сторону и терпение, потому что долго ткать. В те времена носили пояса от двух метров и пришивали тесьму по одежде для украшения.

укопись, начало 15 века, Франция. Ткачество на дощечках.

Манесский кодекс (aka Большая Гейдельбергская книга песен), 1ая четверть 14 века.Замужняя дама ( с покрывалом на голове) бросила свое тканье и лупит миннезингера (рыцарского певца) за то, что он полез под юбку. Она до этого ткала на дощечках и на бердышке с отверстиями. То есть, если она пригласила певца, чтобы слушать баллады, то все равно должна занять руки тем же ткачеством пояса.

Манесский кодекс (aka Большая Гейдельбергская книга песен), 1ая четверть 14 века.Замужняя дама ( с покрывалом на голове) бросила свое тканье и лупит миннезингера (рыцарского певца) за то, что он полез под юбку. Она до этого ткала на дощечках и на бердышке с отверстиями. То есть, если она пригласила певца, чтобы слушать баллады, то все равно должна занять руки тем же ткачеством пояса.

Похоже, здесь дама прядет, чтобы уйти от серьезного разговора с господином -- дескать, "я занята важным делом, не сижу без дела, отстаньте от меня". МС. Дус 195 (Роман о розе) Робине Тестард. Французская аллегорическая поэма XIII века, одно из самых знаменитых и наиболее популярных в своё время сочинений средневековой литературы.

Эта миниатюра или картина происходит от французского перевода рукописи итальянского автора четырнадцатого века Боккаччо. Текст озаглавлен " О знаменитых женщинах" и эта особая копия текста была сделана для Филиппа Смелого, герцога Бургундского. Условная королева в короне и платье синего цвета (это самая дорогая краска в средние века) ткет. Ее фрейлина в красном платье прядет. Служанки в более простой одежде чесали и готовили шерсть для прядения.

Эта миниатюра или картина происходит от французского перевода текста, написанного итальянским автором четырнадцатого века Боккаччо. Текст озаглавлен

 Сайт Метрополитен-музей, США. Эта книга «Примеры рукоделия» была задумана венецианцем Джованни Антонио Талиенте и опубликована Джованантонио да Саббио и его братьями в Венеции, Италия. Впервые опубликованная в 1527 году, это была одна из первых и очень оригинальных книг по выкройкам для текстиля, выпущенных в Италии после появления этого жанра в Германии в 1523 году. Женщины штопают носки, рядом корзина с клубками и ножницами, вышивают, по-видимому, церковное облачение, ткут. Третья картина слева внизу не ясна.

 Альбом Amicorum Гервазиуса Фабрициуса (1603-1637). Одни плетут, другие вышивают, ещё одна читает книгу, может, вслух, другая играет на музыкальном инструменте (?). Две старшие дамы просто сидят и беседуют, наблюдая за молодыми, которые не должны сидеть без дела.

Художник Madeleine Jeanne Lemaire (1845 — 1926). Пока светло —вышивают и вышивают, не забывая чешать свои языки.

Вязание раньше считалось грубым домашним занятием, только для простых женщин, которые вязали теплые носки и шапки для своих родных и на продажу. Мужчины, кстати, тоже вязали, но изысканные чулки для аристократов и перчатки для церковников, как правило, на заказ — чтобы больше не было подобного у других. 

А ткачество поясов и тесьмы для одежды на дощечках и потом вышивка т.н. сэмплеров, то есть вышивальных образцов,  считалось изящным занятием для нежных рук аристократок.

Сэмплер Джейн Босток, Англия, 1598 год.

Сэмплер Джейн Босток, Англия, 1598 год.

Традиция вязальных вечеров впервые упоминается с 1827 года. Вязание было возведено в ранг женского салонного рукоделия. В гостиных собирались дамы и под вязание рассказывали истории и последние новости. Женщины вязали для себя, для благотворительных базаров, а также небольшие вещи для миссионеров, распространяемые в разных странах (помните флешмобы вязания шапок для маленьких детей в Африке? На самом деле по ночам действительно холодно у них).

Женский клуб вязания - викторианская гравюра. 19 век.

Вам понравилось?

like

dislike