Плюсы и минусы прихода федеральных сетей в регионы: закат эпохи магазинов "у дома"

Обзор достоинств и недостатков работы федеральных сетей в регионах

Ян 7, 2025 - 21:09
 0  15
Плюсы и минусы прихода федеральных сетей в регионы: закат эпохи магазинов "у дома"

Региональные ритейлеры и магазины "у дома" уходят в небытие. Только за последние 2 года в Свердловской области исчезла местная сеть "Елисейский" (магазины для среднего класса и выше), проработавшая на рынке 23 года, местную "Монетку" выкупила федеральная "Лента", а последний оплот регионального патриотизма - сеть "Кировский" постоянно сокращает количество своих магазинов. Что уж говорить о многочисленных ИП, которые владели небольшими продуктовыми магазинами в близлежащих городах. Уже давно закрылись. Но зато федеральные "Перекрёстки" и "Магниты" растут как грибы после хорошего дождя.

И ведь такая ситуация характерна не только для таких крупных городов как Екатеринбург, но и для сёл в 1000 жителей, где появление условной "Пятёрочки" становится настоящим событием. Но сколько пользы и вреда несут федеральные сети при завоевании провинции?

Преимущества прихода федеральных сетей

1. Улучшается доступность продуктов для населения.  Тут всё просто, существуют небольшие сёла, где федеральным сетям пока невыгодно появляться (населения мало). И местные предприниматели с удовольствием пользуются этим, выставляя свои цены на товары. У людей выбора-то нет, поэтому приходится переплачивать за продукты. Да и выбор, зачастую, оставляет желать лучшего. Поэтому каждый раз, когда мы ездим к родителям, стараемся закупать хотя бы по 1 пакету продуктов питания в городе.

2. Новые стандарты качества. Будем честны, находится в новой "Пятёрочке" или "Магните" куда приятнее, чем в ларьке. В федеральных сетях более строгий регламент работы. Вы вряд ли встретите там продукты, чей срок годности уже истёк. Если же вас что-то не устроило, то вам компенсируют ваши затраты на некачественный товар. Главное, не стесняться указывать на недостатки и продукты, которые "плохо пахнут".

3. Достойный уровень дохода. Главным открытием 2024 года для меня стал тот факт, что в близлежащей "Пятёрочке" работают преимущественно молодые люди младше 27 лет (и парни, и девушки). Если же сравнить с местным "Кировским", который стоит напротив, то там исключительно женщины за 45. Всё дело в более высокой оплате труда в федеральных сетях, возможности построить карьеру и больших "плюшках" для своих сотрудников.

Недостатки экспансии федеральных сетей в регионы

1. Местный бизнес исчезает. Ну нет возможности у местного бизнеса тягаться с федералами по зарплате и инвестициям в тот же ремонт и оборудование. У федеральных сетей за счёт их размаха имеется возможность ставить условия для производителей. Из-за этого и цены на один и тот же товар отличается у федералов и торговой точки ИПшника. При этом стоит понимать, что большая часть налогов крупные сети платят в Москву, тогда как местные компании - в региональный бюджет.

2. Местным продуктам труднее попасть на стол местным жителям. В чём был главный плюс региональных ритейлеров - это трепетное отношение к местным производителям. Продуктам от свердловских производителей куда проще попасть на прилавок к своим сетям, чем к федеральным. Появление федеральных сетей несколько прижало возможности региональных производителей, особенно небольших. Яркий тому пример, яйца птицефабрики "Свердловской". До яйцевого кризиса их можно было купить только в местном "Кировском" и фирменном магазине. В федеральных сетях были яйца из разных регионов, но только не из Свердловской области. Но когда цены на яйца взлетели, оказалось, что у местной птицефабрики самые низкие цены (на транспортировку, как минимум, затрат меньше) и нет дефицита. Только после этого федеральные сети пустили их к себе на прилавок.

И как же я скучаю по салатикам, которые продавали в "Елисейском". Нигде таких вкусных я больше не встречал.

Закат региональных торговых сетей и «магазинов у дома»: плюсы и минусы захвата рынка ритейлерами

3. "Нет души в тебе".  Что ещё отличало местные магазины в лучшую сторону - наличие знакомых продавцов, которые знают тебя давно. Они подскажут тебе какие лучше взять шоколадные конфеты, выберут апельсины посочнее. Даже региональные сети в этом плане кажутся более родным. Например, я люблю брать булочки в "Кировском", потому их вкус за 12 лет с момента окончания вуза не изменились. Ностальгия, она такая.

PS: Правда, есть и исключения. Сейчас у нас в Екатеринбурге активно развивается местная сеть "Жизньмарт", которая уделывает все федеральные сети подобного формата (это сегмент "Вкусвилла", дважды заходили в Екатеринбург и оба раза неудачно). В "Жизньмарте" современный ремонт, оригинальные продуктовые товары, активно проводят различные социальные акции (например, возле каждого магазина висит вешалка, где люди могут оставить свои старые вещи, а нуждающиеся взять их).

Закат региональных торговых сетей и «магазинов у дома»: плюсы и минусы захвата рынка ритейлерами

Вам понравилось?

like

dislike