«7 минут ужаса» или почему так трудно посадить марсоход на Марс
Все уже забыли, но в 1971 году произошло поистине эпохальное событие – советский аппарат «Марс-3» первым ступил на поверхность красной планеты. После приземления он передал всего один единственный снимок после чего вырубился и больше не включался. Попытки привести его в чувство успехом не увенчались. Тем не менее это был прорыв – впервые удалось отправить автоматическую станцию на другую планету, удачно приземлить и даже сделать снимок поверхности.
С тех пор на Марс отправили немало исследовательских миссий. Каким-то миссиям повезло и у них прошло все удачно, каким-то нет. И каждый раз отправляя модули на красную планету ученые нервничают и переживают — удастся им спуститься или нет. Время, за которое модуль совершает посадку на Марс в NASA называют – 7 минут ужаса.
В этот период спускаемый аппарат должен войти в жиденькую марсианскую атмосферу, притормозить и аккуратно сесть на поверхность, ничего не повредив и не разбив марсоход вдребезги.
На сайте НАСА выложено интересное видео хорошо иллюстрирующее процесс посадки. Там детально показан спускаемый аппарат, как он очень быстро влетает в атмосферу Марса, как почти у самой поверхности включает тормозные двигатели и затем плавно опускается на поверхность. Потом от него отделяется марсоход и убегает по своим делам. На все про все у спускаемого аппарата уходит 7 долгих минут. Именно их инженеры НАСА и называют - «7 минут ужаса»
Так в чем же трудность? И почему такое громкое название?
Самое опасное то, что аппарат может банально разбиться или сломаться. Атмосфера Марса хоть и разреженная, но в состоянии помешать «ювелирному» приземлению. Мы уже знаем, что на Марсе есть ветер. Есть даже песчаные бури. Плотность атмосферы там колеблется, и без ручного управления совершить мягкую посадку довольно сложно. Как следствие — из семи последних миссий три закончились полным провалом.
Для удачной посадки необходимо: «теплый солнечный денек», безветренная тихая погода и удачно подобранное место, без валунов, рытвин, трещин в грунте и т.д.
На спускаемых аппаратах, конечно же, стоят датчики, следящие за внешними условиями, но резкий порыв вера или изменение давления в атмосфере может нанести непоправимый урон. Сила тяжести на Марсе меньше земной, плотность атмосферы ниже, а всеми процессами на модулях управляет электроника, которая может заглючить или дать сбой в любой момент. Как правило, в самый неподходящий момент.
В 2016 году марсоход «Schiaparelli» Европейского космического агентства должен был «примарсианиться» используя сложную систему парашютов. Но что-то пошло не так и спускаемый аппарат сбросил свой груз раньше времени, посадочные двигатели у марсохода не включились, и он разбился о поверхность планеты. Все что от него осталось – это черное пятно на поверхности, которое снял пролетающий мимо спутник NASA.
«Schiaparelli» свою миссию, конечно же, провалил, но он хотя бы смог долететь до Марса. У российского «Фобос-Грунта» в 2011 году такой возможности не оказалось. После взлета он удалился от Земли всего на 400 км, после чего двигатели заглохли, и он свалился обратно, сгорев в земной атмосфере.
Больше повезло британскому аппарату «Бигль-2». Ему удалось долететь до Марса, удалось даже совершить посадку, но на этом его везение закончилось. «Бигль-2» так и не передал ни одного сообщения. Что с ним случилось, долгое время оставалось загадкой. Пока тот же спутник NASA пролетая мимо не увидел место где и завис британский «Бигль» и не сделал несколько снимков. На фотках было видно, что солнечные батареи марсохода как-то неправильно раскрылись и, вероятно, заблокировали антенну связи.
Однако есть и удачные приземления - «Opportunity», «Curiosity», «Perseverance». С их помощью мы многое узнали о Марсе. И еще больше узнаем. И, кстати, пока вы читаете эту статью, марсоход «Perseverance», в миллионах километрах от вас, бегает по Марсу, берет пробы, анализирует, снимает видео и отсылает информацию на Землю. И это, на мой взгляд, реально прикольно.
Вам понравилось?