Станционный смотритель (повесть)

Станционный смотритель (повесть Пушкина)

июль 9, 2025 - 13:47
июль 9, 2025 - 14:14
 0  4
Станционный смотритель (повесть)

 

Сегодня у нас опять разбор русской классики. И снова анализ с точки зрения психологии и социологии. В школе мы как обычно разбирали это произведение на отвали. Поэтому гораздо позже мне пришлось его переосмысливать.

 

 

Итак, в 1831 вышла повесть «Станционный смотритель» Александра Сергеевича Пушкина.

Краткий пересказ: у пожилого станционного смотрителя была красавица дочка – Дуня. Для отца она была главной радостью в жизни. Но Дуню хитростью крадёт проезжий барин, и увозит в Петербург. Отец пытается её вернуть, но что может «маленький человек» против «большого»? Тем более что Дуня на тот момент была явно влюблена. Спустя несколько лет отец спивается от беспокойства о судьбе Дуни и умирает. ("Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою.") Позже его могилу посещает некая богатая барыня "с тремя маленькими барчатами и с кормилицей".

 

 

Помню в школе дочитав до конца подумала: «да всё у неё хорошо. Зря отец сам себя накрутил. Зря в могилу себя свёл от беспокойства». Позже пришло осознание что беспокойство отца родилось не на пустом месте. Подобное действительно могло иметь место.

Сейчас же взглянув на повесть с точки зрения анализа, так и вовсе открылись новые грани. МЫ ВЕДЬ НЕ ЗНАЕМ В КАКОМ СТАТУСЕ НАХОДИТСЯ ДУНЯ: содержанки или законной жены! И если она живёт в статусе содержанки, то всё чего боялся отец с ней может случиться в любой момент! И наличие детей этому не помеха: после перехода женщины в статус "бывшей", дети от неё тоже нередко переходят в этот статус. Впрочем раз она путешествует в дорогой карете, да ещё с сопровождением и «с собачкой». То скорее всего она жена. (Ибо для любовницы свою личную карету давать как-то чересчур круто.) Но даже это не гарантирует хорошего отношения к ней. Золотой дождь не говорит вообще ни о чём: Анна Каренина тоже ни в чём не нуждалась. Да и Катерина Кабанова из «Грозы» со скалы бросилась вовсе не из-за нищеты. А потому что дома сожрали! С другой стороны, самодур бы ни за что не отпустил бы её далеко. Ибо половина его власти держится на ежедневном моральном давлении. А вторая на деньгах. Итого: раз Дуня путешествует. Она при деньгах. И даже её детей он не оставил в "заложниках". Значит всё-таки всё у неё хорошо. Она замужняя женщина и любимая жена. А приехать раньше не давали три беременности подряд.

 

Так о чём же эта повесть?

А повесть эта о наивности и целеустремлённости молодежи. О их детских мечтах. И о том какую цену им приходится платить за попытку их осуществить. Заметьте, я говорю только о попытке. Ведь 90% сманенных девушек в последствии действительно оказываются брошенными на улице… А те кому удалось добился успеха тоже платят свою цену. Ведь даже если у Дуни всё хорошо, фактически она свела в могилу своего отца. Причём отца явно любимого. Иначе не поехала бы к нему с мириться. (Да ещё с внуками.) Это знание будет отравлять ей всю её жизнь. 

 

Раньше эта тема носила название «конфликт отцов и детей». Конфликт человека который видел слишком многое, против наивной искренности, и веры в чудеса.

 

 

 

И пару слов о нарядах времени повести. Полистав интернет Дуню можно увидеть как в платьях с сильно завышенной талией при относительно узкой юбке. Так и в совсем пышных платьях с слегка завышенной талией. Дело в том действие повести происходит как раз в переходный период от греческой моды, к эпохе предшествующей кринолинам. И если посмотреть на старинные портреты, то окажется что с начала 20-х до середины 30-х царил стиль бидермейер, когда носили и такие, и такие платья! А где-то влез совсем уж необъятный рукав, и супер-пышные оборки. (Собственно, это было основным правилом – чем пышнее юбка, тем пышнее рукав и отделка.) В России волосы обязательно зачёсывали наверх, «корзиночкой», как у Натальи Гончаровой на втором портрете. (Но в других странах могли носить причёски собранные снизу.) На голове мог быть капор, шляпа, чепчик, тюрбан (их тоже тогда носили). Так что выглядеть Дуняша могла вообще так угодно! Разве что плечи и волосы на улице обязательно должны быть закрыты. И талия абсолютно всех платьев того периода была завышена на уровне рёбер. Не под грудью, и не на своём месте как её пытаются изображать. В этот период она была где-то посередине! 

 

 

 

P.S.: если кого-то смущают слова «чепчик» и «тюрбан», то чепчик изображён на иллюстрации к повести ниже. А тюрбан на потрете Натальи Гончаровой из 50-х. Рядом – она же из 40-х. И только оцените как резко изменились причёски с 30-х по 50-е! А поменялись они потому что изменился фасон платьев. Когда-нибудь я посвящу отдельную статью истории моды. Но это будет ох как не скоро. 

 

 

Вам понравилось?

like

dislike