Стратегия китайского ВПК – "собрав 9 женщин получить младенца через месяц"

Прежняя стратегия, украсть или скопировать, уже недостаточна. КНР с момента разрыва с СССР, после десятка лет их военно-политического союза, в деле развития военно-промышленного комплекса тем не менее шла проверенным советским путем образца 1920-х и 30-х годов. Т.е. покупала, копировала или добывала шпионским путем необходимые технологии военного или двойного назначения. Делалось это в двояких целях: во-первых, для сокращения вопиющего разрыва уровня вооруженных сил (НОАК и флота) с армиями и флотами развитых стран; а во-вторых, чтобы на базе полученных образцов развивать и собственный ВПК. Все в точности как это делал СССР перед войной.

Сентябрь 3, 2024 - 12:48
Сентябрь 3, 2024 - 12:49
 1  12
Стратегия китайского ВПК – "собрав 9 женщин получить младенца через месяц"

Авианосец Ляонин, в девичестве авианесущий крейсер Варяг

В 80-х и 90-х годах все в основном шло из Запада, там закупалось оружие, лицензии, воровались (до чего могли дотянуться) технологии. А после распада СССР китайцы получили дополнительную мощную подпитку из стран бывшего Союза. В итоге ВПК КНР одновременно базировался на трех платформах – советского задела периода дружбы 50-х годов (в его модернизированном и развитом самими китайцами варианте), адаптированных западных технологий 1970-90-х годов и клонирования советских разработок 80-х и 90-х годов. Все это китайские "товарищи" пытались перевести в собственные варианты и унифицировать, но это, похоже, безнадежное дело – слишком велика несовместимость западных и советских (российских) стандартов вооружений.

В итоге китайские ВС имеют солянку из разных систем оружия, пусть даже они и произведены в самой КНР – базы-то этих разработок все равно чужие. Для предотвращения недопонимания – я здесь говорю лишь про высокотехнологические виды вооружений, а не про стрелковку, автотранспорт или полевую артиллерию. Во флоте также есть серьезные проблемы из-за этого подхода "купить-украсть-скопировать". Эпопея с советским ТАВКР "Варяг", ставшим авианосцем "Ляонин", и с его авиагруппой – клонами прототипа Су-33, купленного у Украины, тому яркая иллюстрация. Купив "Варяг" и недоведенный прототип палубного истребителя, затем "модернизировав" их по своим китайским стандартам, китайцы тем не менее получили вместе с ним и такие же проблемы, что были у СССР – непонятный в общей оборонительной стратегии страны девайс. Ведь советские ТАВКР-ы проекта 1143.5, без палубного самолета ДРЛО, были и есть недоавианосцами. А китайцы, закупив "Варяг" с прототипом палубника, получили и саму эту недоведенную концепцию – задумав иметь океанские ударные группы, на деле получили корабли прибрежной обороны. В лучшем случае. Да и для простого гоняния папуасов такие корабли сверхизбыточны.

Там же, где китайцы ковыряются сами, там, правда, совсем плохо – АПЛ флота КНР это уровень наших или 70-х (3 китайских АПЛ типа 09-I "Хань", только торпедные, хотя и числятся в списочном составе, но уровень боеготовности неизвестен, вероятно давно уже в резерве) или середины 80-х (5 штук АПЛ типа типа 09-III "Шан", 2 торпедных, 3 с вертикальными установками для противокорабельных ракет), причем ПЛАРБ у них как не было, так и нет. А на их стратеги-бомбардировщики вообще без слез не взглянешь – клоны Ту-16 (рукалицо.жпг).

К пределу данная концепция ("купить-украсть-скопировать") пришла с попытками КНР создать боевые самолеты – получив лицензию на производство Су-27, закупив двигатели к нему, китайцы за 30 лет так и не создали на своих производствах надежных моторов. Ни для J-11 (殲撃十一型), т.е. "Цзяньцзи, тип 11", клона Су-27, ни для своих перспективных самолетов, например для так называемого "китайского 5-го поколения" (J- 20). Для них все равно приходится покупать "родные" российские двигатели. Ибо как ни пытаются китайцы скопировать, но не выходит каменный цветок. И это закономерно – на некотором пределе развития высоких технологий их невозможно просто копировать, нужна огромная научная фундаментальная база (материаловедения, математики, физики сплошных сред и многого многого другого). Моделированием на суперкомпьютерах, как бы этого ни хотелось нашим китайским "товарищам", этого не заменить. Не говоря уже о таком "простом" деле как ноу-хау, т.е. о том, что в обычных чертежах не содержится – т.е. еще нужны те, кто ручками ручками собирает и тестирует узлы, агрегаты и все изделие.

Так, купив в "Мотор-Сичи" чертежи, китайцы на это дело и напоролись – опять не выходит клон, равный оригиналу. И с покупкой завода центрифуг для обогащения ТВС для Ляньюньганской АЭС (условие контракта такое было – Минатом РФ должен был вместе с АЭС построить еще и завод для обогащения ядерного топлива) тоже вышло так же. Построили им этот завод, китайцы скопировали наши центрифуги (поколения 90-х годов) – и все! Мечты их не сбылись – скопировать и потом наделать в 100-кратном количестве свои центрифуги, завалив мир дешевым ядерным топливом. Уже 20 лет, как эти мечты китайцев остаются только мечтами – росатомовские центрифуги новых поколений по прежнему недосягаемы по характеристикам для других стран.

В связи с вышеизложенным, в Чжунаньхае (местонахождение высшего руководства КНР) сложилось понимание, что от данной модели ("купить-украсть-скопировать") надо срочно переходить к усиленному развитию собственной научной и технологической базы, ибо прежняя модель могла только сократить отставание, и то всего лишь на некоторое время. Догнать и тем более перегнать она не позволяет. Вот поэтому сейчас КНР вкладывает огромные деньги в новый курс – ускоренно учить своих ученых (фундаментальной и прикладной науки), инженеров и испытателей, нарабатывать корпус высококвалифицированных промышленных рабочих и т.д. Путь этот при нормальном положении дел проходится десятилетиями, в советском и российском ВПК про это отлично знают. Но товарищ Си торопится – 100 тысяч китайских студентов и аспирантов в США на грани изгнания (кое-кого уже и выгнали), а где взять учителей (качественных) для обеспечения вышеназванного нового курса – бог весть... При этом разразившаяся конфронтация с США требует быстрейшего развития китайского ВПК, к чему китайцы оказались не готовы, ведь их взяли в расплох и планы, сверстанные на долгие сроки спокойного развития, пошли под откос. Отсюда и штурмовщина и надежда на многочисленность населения страны, т.е. возможность жесткого отбора среди него, на наличие больших финансовых средств и т.п. Вот только с временем не договоришься и его не купишь – путь становления высокоразвитого ВПК, без обычного китайского хвастовства и выдавания желаемого за действительность, состоит из годов и годов упорного методичного труда и неизбежных неудач, на которых надо учиться, а не делать оргвыводы. Пока что наблюдается только нетерпение, с которым группа Си Цзинь-пина надеется на быстрое решение проблемы в духе, приведенном в заголовке.

Вам понравилось?

like

dislike