1 Коринфянам (ч.1): Вступление — 1: Иерусалим и за его пределами

Первое письмо Павла к коринфянам — как и все другие библейские документы — вписывается в контекст всемирного миссионерского служения. Наблюдать за распространением евангелия из Иерусалима — всё равно что смотреть на концентрические круги, расходящиеся от брошенного в пруд камня.

октябрь 12, 2024 - 08:56
 0  4
1 Коринфянам (ч.1): Вступление — 1: Иерусалим и за его пределами
В первые годы после воскресения Христа Иерусалим был центром, из которого евангелие расходилось в соседние регионы. Исторический процесс распространения церкви из Иерусалима в коммерческие и административные центры римского мира, такие как Коринф и Эфес, интересен сам по себе. Однако не только кратковременный интерес к истории побуждает людей читать Новый Завет. Для тех, кто знает что-то об этих временах, его весть начинается с влияния учений Христа на мир I века. Первое письмо Павла к коринфянам — как и все другие библейские документы — вписывается в контекст всемирного миссионерского служения. Наблюдать за распространением евангелия из Иерусалима — всё равно что смотреть на концентрические круги, расходящиеся от брошенного в пруд камня.
Первый круг живших в Иудее христиан состоял из коренных палестинских иудеев. Большинство первых иудейских христиан не имело ни богатства, ни политического влияния. Отличавшийся узостью взглядов официальный иудаизм, особенно в лице его религиозной верхушки, противился вере и новым идеям христиан.
После коренных иудеев с их ограниченными финансовыми возможностями вторая волна в расширяющемся круге младенческой церкви поднялась из иудейского сообщества, которое было относительно новым на иерусалимской сцене и более восприимчивым к переменам. Книга Деяний называет их «эллинистами» (Деян. 6:1). Их родным языком был греческий, а не еврейский или арамейский язык давних жителей Иерусалима.
Многие эллинисты, а возможно и все они, жили в отдалённых уголках римского мира. Некоторые когда-то были рабами. Живя далеко от Иудеи, они получили свободу, но их статус бывших невольников был в лучшем случае нестабильным. Хозяева иногда освобождали рабов, чтобы сэкономить на финансовых обязательствах. Вольноотпущенные иудеи оказывались без корней и семьи, которую они могли бы назвать своей. Иудеи, проживавшие в Иудее, сочувствовали своим перемещённым соотечественникам. Родичей, живущих в далёких местах, они называли «диаспорой», то есть «рассеянием». Общее религиозное наследие, возможно, побуждало ханаанских иудеев поощрять возвращение соотечественников домой. Как делают современные евреи, жившие в римском мире могли оказывать финансовую помощь рассеянным иудеям, чтобы те вновь поселились в Ханаане. В надежде, что они будут приняты и станут частью общества, многие иудеи рассеяния возвращались в Иудею, но чтобы чувствовать себя как дома, требовалось нечто большее, чем только переселение. От коренного населения их отделяли язык и обычаи. Грекоязычные иудеи обнаруживали, что они не совсем вписываются в общество других — даже в Израиле, среди разделявших их веру в одного Бога. Эллинисты искали себе подобных. Они образовывали свои синагоги и жили в своих кварталах.
Когда весть Христа начала распространяться по иудейским общинам, многие эллинисты оказались восприимчивы к свидетельству, что Иисус — это Христос, воскресший из мёртвых и теперь восседающий по правую руку от Бога. Становясь христианами, они теряли меньше, чем некоторые их солидные соотечественники, которые закоснели в установившемся порядке вещей. Всего через несколько лет после первой проповеди в день Пятидесятницы эллинисты уже составляли значительную часть церкви. Они свыклись с тем, что в Иудее являются гражданами второго сорта, однако среди христиан они рассчитывали на равноправие. Неудивительно, что эллинисты возроптали, когда церковь не позаботилась об их вдовах. И церковь прислушалась. В результате из их числа было избрано семеро, чтобы исправлять любое обнаруженное пренебрежение (Деян. 6:5). Как видно в Деян. 6:8—7:60 и 8:4– 40, лидерами у них были Стефан и Филипп. Стефан стал «козлом отпущения» для иудеев, имевших статус официальных политических и религиозных вождей. За ревностное отношение к Иисусу он заплатил своей жизнью. Филипп был среди беженцев, которые покинули Иерусалим, когда вслед за смертью Стефана началось масштабное гонение. Он пошёл на север и стал миссионером в Самарии. Следующий круг, который можно описать вокруг растущих рядов христиан, включает самарян (Деян. 8:5–25).
После того как эллинисты и самаряне приняли евангелие, открылся шлюз для язычников. Вехой было обращение Корнилия (Деян. 10), но центром для христиан языческого происхождения выпало быть не Кесарии, ставшей домом для Корнилия. Другие христиане, отправившиеся на север и запад, достигли финикийских городов Тир и Сидон, а также имевшего важное значение острова Кипр. Через короткое время семена евангелия были посеяны в Антиохии, одном из мегаполисов римского мира. Лука записывает, что «ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11:26). Антиохийская церковь начала своё существование как преимущественно языческая община. Из Антиохии евангелие распространится в неожиданные области. В этом городе начнутся миссионерские путешествия Павла.
Часто быстрые перемены и рост провоцируют разногласия. Первая дискуссия, потрясшая церковь, касалась вопроса, не является ли христианство просто ещё одним проявлением иудаизма. Более консервативные христиане из иудеев настаивали на том, что обращённые во Христа язычники должны подчиняться традициям, унаследованным от отцов. Павел выступил категорически против этого учения. Свою позицию апостол изложил в письме к галатам. Вместе с Варнавой Павел отправился из Антиохии в Иерусалим на открытое слушание по этому делу (Деян. 15:1, 2). Апостол у язычников не хотел вступать в конфликт с руководителями иерусалимской церкви, но и не ждал, когда все согласятся благовествовать неиудеям.
После собрания в Иерусалиме Павел вместе с Силой и со вскоре присоединившимся к ним Тимофеем (Деян. 16:1) отправился в сердце греко-римского мира. Ведомый Святым Духом, он пешком прошёл через территорию, которая сегодня именуется Турцией, до западного предела Малой Азии, а затем, сев на корабль, прибыл в Европу (Деян. 16:10, 11).
Со временем Павел и его команда оставили после себя группы учеников по всей Греции — в Филиппах, Фессалонике, Верии, Афинах и Коринфе. В руки новообращённых из язычества апостол передал весть о спасении, примирении с Богом и жизни в грядущем мире. Бог явился в человеческом образе в личности Иисуса Назарянина. После распятия римлянами по сговору с иудейской верхушкой Иисус был воскрешён Богом. Он умер в соответствии с Божьим планом искупления рода человеческого. Спастись можно было только через Него и никого другого (Деян. 4:12). Церковь была телом спасённых. Быть христианином значило воспринять образ жизни, продемонстрированный Иисусом. Иисус не только принёс спасение людям, Он ещё правит народом — Своей церковью, спасёнными.

Вам понравилось?

like

dislike