Всероссийские олимпиады школьников. Обязательно ли в них участвовать школьникам?
Олимпиады — ключ к успеху или профанация?

Из истории школьных олимпиад
Первые школьные олимпиады стали проводиться в Росиии ещё в XIX веке. Сначала такие умственные состязания проводило Астрономическое общество Российской Империи, а с 1885 года начали проходить заочные олимпиады журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики». Но первая первая олимпиада в привичной нам форме состоялась только в 1934 году. Её провел Ленинградский университет среди юных математиков по инициативе советского ученого Бориса Делоне. А в 1938 году по инициативе профессора химфака МГУ Александра Петровича Терентьевасостоялась первая школьная олимпиада по химии. Задания первых олимпиад в основном, не выходили за рамки общеобразовательной программы, так главной целью было привлечь школьников к серьезному изучению наук. Поэтому впоследствии стали проводиться олимпиады и по другим дисциплинам. В 1959 году прошла первая олимпиада по математике, в которой участвовали команды не только из СССР, но из социалистических стран. Позже, к ним присоединились даже некоторые страны Западной Европы.
Как сейчас организованы Всероссийские олимпиады школьников
Сейчас олимпиада состоит из нескольких этапов, которые условно тоже принято называть олимпиадами: школьный, районный, областной, государственный (федеральный, заключительный), международные олимпиады. В школьном этапе может принять участие любой школьник, правда, для этого требуется чтобы его родители написали заявление по установленной форме. Обычно всех родителей на собрании в самом начале учебного года просят написать это заявления, приводя ряд аргументов.
Зачем олимпиады нужны современным школьникам
- Развитие навыков решения нестандартных задач.
- Расширение кругозора.
- Получение опыта.
- Возможность получить дополнительные баллы при поступлении в вуз. Некоторые вузы учитывают результаты участия в олимпиадах при оценке успеваемости студентов.
- Развитие мотивации. Участие в олимпиаде может стать мотивацией для ребенка учиться лучше и развиваться в выбранной области знаний.
В чём недостатки проведения современных Всероссийских олимпиад
Однако, организация проведения школьного этапа олимпиады сводит на нет всю пользу от их проведения. Во-первых, чиновники от школ требуют не высоких показателей, не большого количества призёров, а большого количества участников. Поэтому в олимпиадах школьники сейчас участвуют целыми классами. Отсюда второй недостаток - из-за массовости олимпиады проводятся вместо уроков, так как школа не имеет возможности организовать массовое участие школьников по окончанию учебного дня. Поэтому иногда олимпиадные задания выдаются школьникам на дом! И дети успешкно решают их при помощи Алисы и Гугла.
В-третьих, олимпиадные заадания присылаются за три часа до начала проведения олимпиады, и учителя зачастую чисто физически не успевают распечатать бланки олимпиадных работ для всех желающих, так как они обычно занимают несколько страниц на одного учащегося. В-четвертых, многие учителя вынуждены саботировать проведение олимпиад по своему предмету, так как понимают, что именно им придётся дополнительно проверять сотни работ. При чём эта работа учителям не оплачивается. Например, в этом году некоторые учителя нашей школы поручили проверку олимпиадных работ... самим учащимся!
Если учащийся станет победителем олимпиады в школе, он выходит на районный этап, куда его должны отвести учителя, причём в свой выходной день!
Поэтому большинство учителей считает проведение Всеросийской олимпиады школьников профанацией.
А вы как думаете? Участвуют ли ваши дети в олимпиадах?
Вам понравилось?

