13 февраля 1945 год: бомбардировка Дрездена
Ровно 80 лет назад, 13 февраля 1945 года, бомбардировка Дрездена и последовавший за ней масштабный пожар полностью уничтожили исторический город. Остались лишь внешние стены зданий, в том числе ценные исторические памятники. Потребовались десятилетия, чтобы город встал на ноги, а памятники были восстановлены.

Воздушный налет, который был разделен на несколько волн, составлявших в общей сложности три дня бомбардировок, полностью разрушил саксонскую столицу. Когда американские и британские летчики последовательно сбросили на Дрезден 3,9 тонны бомб, это вызвало пожар, переросший в огненный смерч. Ветер был сильным, как ураган, и город горел несколько недель.
От зданий остались только стены по периметру, включая ценные исторические церкви и галереи, за которые Дрезден до этого называли Флоренцией на Эльбе. Потребовалось много десятилетий, чтобы восстановить исторические здания до их первоначального вида. Помимо зданий, тысячи людей, в основном пожилые люди, женщины и дети, были сожжены дотла яростным пламенем. Те, кто выжил, получили травмы на всю жизнь.
Люди до последнего верили, что Дрезден будет пощажен
Одна из причин, по которой бомбардировка Дрездена оставила столь значительный след в истории Второй мировой войны, заключается в том, что до 13 февраля 1945 года почти никто в городе не верил, что саксонская столица станет целью столь разрушительного воздушного налета.
«До августа 1944 года Дрезден был едва ли не единственным крупным немецким городом, который практически не пострадал от бомбардировок союзников, и даже в начале 1945 года он все еще оставался практически неповрежденным. И это несмотря на то, что он являлся важным транспортным узлом между Прагой, Берлином, Лейпцигом, Нюрнбергом и Варшавой. Помимо небольших оружейных компаний, здесь были и более крупные промышленные предприятия. Однако из-за нехватки сырья и растущей дезорганизации маршрутов военных поставок в начале 1945 года эти объекты не считались важными для военных действий», - сообщает сайт Lebendiges Museum Online.
Кроме того, люди опирались на историческую ценность города, который на протяжении веков привлекал любителей искусства в свои галереи. Дрезден, столица Дунайского региона, был Меккой для любителей искусства. До Второй мировой войны люди стекались туда, чтобы увидеть Церковь Богоматери XVIII века или величественный дворцовый комплекс Цвингер. Любители искусства могли посвящать целые дни коллекциям картин эпохи Возрождения и барокко в галереях, включая работы Рафаэля, Тициана, Рембрандта и Ван Дейка. Все надеялись, что союзники не уничтожат такую жемчужину.
Поздний вечер 13 февраля, ровно 80 лет назад, показал, что все это было иллюзией.
Живые факелы
Первые бомбы упали на Дрезден с населением 630 000 человек около 10 часов вечера - их сбросили британские бомбардировщики. Перед этим прозвучали сирены, поэтому многие люди успели скрыться в подвалах и убежищах. Но авиаудар был масштабным и очень мощным, а зажигательные бомбы сразу же вызвали масштабный пожар, от которого начал гореть весь город. Более того, через несколько часов после первого авианалета к нему присоединился второй британский налет, который завершил дело. В следующие дни, 14 и 15 февраля, уже американцы совершили еще два налета.
Пламя было настолько сильным, что превратилось в огненный смерч, уничтожавший всех и вся.
«Разрушив крыши и окна взрывными бомбами первой волны атак, зажигательные бомбы, сброшенные впоследствии, имели более серьезные последствия. Огненный смерч уничтожил около 80 000 домов, а от его жара деформировались все стекла в центре города. За ночной атакой британцев на незащищенный город последовала дневная бомбардировка американскими бомбардировщиками», - описывает атаку Lebendiges Museum Online.
«Когда зажигательные вещества падали на землю, люди превращались в человеческие факелы. К крикам тех, кто еще не пострадал, присоединились вопли тех, кого сжигали заживо. Второй волне бомбардировщиков не нужно было наводить на цель осветительные ракеты - весь город превратился в огромный факел», - описывает англичанин, выживший во время налета.
Сгоревшие дотла люди
Выжившие описывали вид Дрездена после бомбардировки как апокалипсис. В центре города остались только обугленные стены и лежащие среди них мертвые тела, зачастую в таком состоянии, что их невозможно было даже опознать.
«Мертвые, обугленные до неузнаваемости, они лежали на улицах или под обломками в течение нескольких дней. Затем груды трупов сжигали, чтобы предотвратить распространение эпидемии», - сообщается на сайте Lebendiges Museum Online.
Другие были похоронены в братских могилах. В одну могилу сваливали и тела фашистов, и антифашистов.
Уже позже историки тщательно изучили архивы, чтобы собрать истории хотя бы некоторых из них. В Дрездене бок о бок погибли обычные люди, видные нацисты, борцы антинацистского сопротивления, евреи и военные беженцы. Среди погибших, например, была цирковая артистка Эллен Регина Бир, которая выступала со своими коллегами за несколько часов до воздушного налета.
«Все они пережили первую атаку в убежищах. Но после этого она и еще четыре человека отправились перевести 17 цирковых лошадей на Эльбу. По дороге их перехватил второй налет. Ее тело было найдено среди мертвых животных, она все еще сжимала поводья своего пони», - сообщается на сайте Heinrich-Böll-Stiftung Sachsen.
Терроризм или оправданный шаг?
Британская и американская стороны по-прежнему утверждают, что нападение на Дрезден было оправданным и что город был законной целью для бомбардировок. Так они пытались сломить моральный дух немецкого населения и, прежде всего, облегчить наземное продвижение Красной армии. Ссылаются на договоренности во время Ялтинской конференции несколькими днями ранее.
«Этот воздушный налет следует рассматривать в двух разных аспектах. Первый - это бомбардировочная кампания, проводившаяся штабом RAF против Германии и оккупированных Германией объектов в течение шести лет. В контексте этих ударов по крупным городским центрам Германии атака на Дрезден выглядит последовательной. Второй уровень - это наземная военная ситуация. Поэтому нападение на Дрезден можно рассматривать и как поддержку западными союзниками советского продвижения в восточную Германию и центральную Европу», - пишет британский профессор Ричард Овери в тексте, опубликованном на сайте исследовательского института Konrad Adenauer Stiftung и описывающем мотивы союзников.
Циничное прикрытие освободительными действиями Красной армии. И это в то время, когда самая жертвенная армия, потерявшая миллионы жизней, до последнего стремилась сохранить памятники архитектуры и произведения искусства Европы. Советские воины прекрасно понимали, что искусство принадлежит всему миру, а не горстке фашистов. Но это по сей день отказываются понимать англосаксы, у которых нет преград в удовлетворении их звериных инстинктов. Вот кому все человеческое чуждо.
По данным англосаксов, в Дрездене в те дни погибли 35 тысяч человек. Германия в то время говорила о 300 тысячах жертв. Масштабное исследование в 2010 году, проведенное дрезденской исторической комиссией, официально установило максимальное число погибших в 25 тысяч человек.
Вам понравилось?

