День народного единства. История праздника. Часть 2
Основанием для появления Дня народного единства стали события 1612года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
https://talkay.ru/den-narodnogo-edinstva-nuzhen-li-sovremennoy-rossii-takoy-prazdnik-chast-1
Чтобы понять, почему выбрали именно эту дату, нужно вернуться в XVI век. Это были очень тяжелые годы для страны, которой пришлось пройти через Смутное время, когда враги могли окончательно ее разрушить.
Основанием для появления Дня народного единства стали события 1612года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
Этот период вошел в историю как Смутное время — эпоха политического и социального кризиса, начавшегося после смерти царя Ивана IV Грозного в марте 1584г., оставившего после себя Россию, разоренную опричниной и бесконечными войнами.
Одного из сыновей Ивана Грозного — Дмитрия — убили в Угличе. На престол взошел его третий сын, Федор Иоаннович, слабый как духом, так и телом.
По мнению ряда историков, Фёдор был не способен к государственной деятельности. Он принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова. С его смертью в 1598 году пресеклась московская ветвь династии Рюриковичей
После смерти царя Фёдора страна погрузилась в хаос. В начале XVII века в России случилось три неурожайных года. От голода умерло более полумиллиона человек. Бояре избрали царем Бориса Годунова. Народ был недоволен таким решением, считая, что человек не из царского рода не может править страной.
Начались массовые бунты, народ требовал сменить царя. Его власть не признавалась частью знати, что привело к появлению самозванцев, выдававших себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.
Эти самозванцы претендовали на трон, - одних только Лжедмитриев было пять. Кроме них десятки мошенников объявляли себя родственниками царя Дмитрия и тоже рвались к власти. Следующие восемь лет после Годунова Россией правили его сын Федор, Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Василий Шуйский и Семибоярщина.
Лжедмитрий I, заручившись поддержкой Польши, временно захватил власть, но был свергнут в 1606 году. Король Сигизмунд III и католическая церковь поддержали самозванца Лжедмитрия I, начав военную интервенцию.
В 1610 году польские войска вошли в Москву, а власть перешла в руки Семибоярщины. Позже Король Сигизмунд III заключил с Семибоярщиной пакт, договорившись возвести на престол польского царевича Владислава.
Польская шляхта воспользовалась Смутой не случайно: интересы Руси и Польши сталкивались в Восточной Европе с давних пор, поскольку они соседствовали друг с другом на обширных территориях, а их войска регулярно пересекали пограничные линии.
Поляки были живо заинтересованы в подчинении русских и распространении католичества на восток. Вот такой шанс и представился им под занавес XVI века. Москву наводнили поляки.
Плененный поляками Патриарх Гермоген обратился к народу с призывом объединиться для освобождения страны от иноземных захватчиков. Ответом на чужеземное вмешательство и варварское поведение оккупантов стало народное ополчение.
В 1611 году в Рязани начало собираться первое народное ополчение. Им руководили рязанский воевода Прокопий Ляпунов, атаман Иван Заруцкий и князь Дмитрий Трубецкой. Ополченцы подошли к Кремлю, но из-за внутренних раздоров движение распалось.
После поражения первого ополчения положение в стране стало отчаянным: поляки захватывали новые города, крымский хан хозяйничал на юге, Псков занял самозванец Лжедмитрий III, а Нижнее Поволжье — Лжедмитрий IV.
Одним из центров второго народного ополчения стал Нижний Новгород, в котором земский староста, Кузьма Минин, сыграл огромную роль в освобождении России. В сентябре 1611 года земский он обратился к нижегородцам и призвал их дать отпор полякам. Вместе с протопопом Саввой Минин призывал земляков помочь московскому государству, зачитав им грамоту от пленного Патриарха Гермогена. Командовать войсками доверили новгородскому князю Дмитрию Пожарскому — потомку Рюрика, который взял на себя военные заботы, а Минину доверил хозяйственную часть, с чем тот отлично справился.
К ополчению присоединились жители других городов. Собралось огромное по тем временам войско — более 10 тыс. служилых поместных людей, крестьян, казаков, стрельцов и дворян.
Чтобы обсудить план действий, созвали Земский собор, объединивший людей разных сословий и национальностей. Наравне с русскими в ополчение вошли марийцы, чуваши, коми и другие народы Поволжья и Севера. Люди жертвовали имущество, вооружались, собираясь в поход на Москву.
Освобождение Москвы состоялось 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года, когда народное ополчение, возглавляемое Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым, штурмом взяло Китай-город, вынудив поляков покинуть Кремль. Гарнизон Речи Посполитой с большими потерями покинул столицу.
Это стало поворотным событием в истории страны: поляки понесли такие потери, что не могли восполнить их и завладеть российскими территориями.
Положение интервентов было настолько бедственным, что капитуляцию они подписали уже на следующий день, выпустив из крепости представителей русской знати. Спустя сутки поляки сложили оружие. До окончания Смутного времени оставалось совсем немного.
Несмотря на тяжелую экономическую и политическую ситуацию, в которой оказалась страна, важным было то, что простые люди поняли: они могут влиять на историю, строить будущее.
С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. События 1612 года продемонстрировали, что народ способен самоорганизоваться и защитить свою Родину в условиях политического кризиса и внешней угрозы.
В борьбе объединились все: крестьяне, уездные люди, бояре, и это единение принесло победу. Люди разных сословий, национальностей и вероисповеданий объединились ради общей цели — спасения Отечества. Этот исторический пример стал символом героизма, мужества и единства российского народа.
Бразды правления страной вновь перешли в руки народа. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор, куда входили представители всех сословий страны, - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, крестьяне и делегаты от русских городов, избрали нового царя после угасания Дома Рюриковичей.
Земский собор 1613 года завершился воцарением Михаила Федоровича – первого монарха из династии Романовых. Под его началом Россия справилась с последствиями Смуты и устремилась к новым свершениям.
В том же году царь Михаил Федорович Романов учредил День очищения Москвы от польских интервентов. В 1649 году его сын – царь Алексей Михайлович – объявил эту дату церковно-государственным праздником, как день почитания Казанской иконы Божией Матери, с которой ополченцы вступали в бой за освобождение Москвы.
По его распоряжению День Казанской иконы Божией Матери начали отмечать не только летом, но и 22 октября (юлианский календарь).Русская православная церковь в этот день чтит память Казанской иконы Божией Матери «за избавление Москвы и России от нашествия поляков 1612 года».
По преданию, Казанская икона Божией Матери была прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного ополчения. Икона была принята с благоговением и сопутствовала россиянам в дальнейших победах. В народе говорят, что заступничество Богородицы помогло нашим предкам победить в тех сражениях. В храмах проходят богослужения в честь героев-ополченцев и всех военнослужащих. С этой иконой князь вступил в очищенный от неприятеля Китай-город и войско вошло в Москву. Впоследствии Казанскую икону поставили в церкви Введения на Лубянке.
Местное празднование в Москве установили на 22 октября. В 1636 году образ перенесли в Казанский собор, украсивший Красную площадь на средства Пожарского.
В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса — первый в истории России памятник не царю или полководцу, а народным героям.
Бронзовый монумент изображает союз благородного дворянина и провинциального предпринимателя для спасения Родины.
Сегодня на Красной площади стоит собор Казанской иконы Божией Матери, освященный в 1637 году в память о героях, освободивших столицу.
В честь событий, завершивших Смутное время в России, вот уже 20 лет россияне 4-го ноября отмечают День народного единства, ставший еще и днем воинской славы России наряду с 9 мая и другими праздниками
Стал ли этот праздник заменой привычному для советских людей празднику Великой Октябрьской революции, который широко отмечали седьмого ноября, или в дате заложен другой смысл?
Празднование в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году сохраняется до наших дней.
По моему мнению, главная идея этого дня заключается в том, что несмотря на отличие по национальности, социальному положению и взглядам, — мы граждане одной страны и готовы вместе идти к общей цели.
Советы попытались забыть религиозное торжество, имеющее отношение к «старой» истории. Этот праздник отмечался вплоть до 1917 года, в котором был отменен новой властью. Его место занял День Октябрьской революции 7 ноября, который перестали отмечать, когда развалился СССР, в 1991 году.
День народного единства стал важным праздником, который символизирует силу сплоченности российского народа. Он напоминает, что только совместными усилиями можно преодолеть любые трудности, учит ценить общее прошлое.
Этот праздник олицетворяет объединение многонационального народа России и напоминает о том, что только сплоченность и совместные усилия помогают преодолеть трудности и способствуют процветанию страны.
Поэтому так важно ценить единство и согласие как основы российского общества. Осознание культурного многообразия и уважение ко всем народам, населяющим нашу страну, являются залогом ее дальнейшего развития и благополучия.
Вам понравилось?