Дресс-код: почему теннисисты носят белое?
История белого дресс-кода в теннисе: от практических причин до социальных статусов и влияния на современную моду. Узнайте, почему Уимблдон остается верным своим традициям, как менялись правила в других турнирах, и какое влияние это оказывает на теннисную моду.
Белоснежные наряды в теннисе — традиция, которая зародилась много веков назад. Этот уникальный стиль стал неотъемлемой частью не только тенниса, но и моды за пределами корта. Однако, несмотря на изменения в других крупных турнирах, Уимблдон, первый среди них, остается верным своему строгому дресс-коду. Многие частные клубы по всему миру также поддерживают эту традицию. Чемпионат даже ужесточил правила десять лет назад, запретив яркие акценты, которые становились все более популярными.
Исторически сложилось, что правила требовали от игроков носить "преимущественно белую" одежду, позволяя некоторым из них сочетать цвета. Например, в 2010 году Серена Уильямс отдала дань уважения традиционному уимблдонскому лакомству "клубника со сливками". Но затем формулировка изменилась на "почти полностью белый", что исключило использование не только цветных вставок, но и даже оттенков белого. Единственное недавнее смягчение правил произошло в 2023 году: было разрешено носить темные шорты женщинам из-за критики, связанной с неудобствами, которые могут возникнуть во время менструации.
Наоми Осака выбрала элегантное платье на Уимблдоне 2024 года, соблюдая правила "все в белом" и минимального использования логотипов. Единственным исключением были темные шорты — новая уступка для женщин.
Почему белый цвет стал стандартом?
Часто причины выбора белого цвета объясняются практическими соображениями, такими как отражение тепла и маскировка пота. Однако старший куратор Кевин Джонс из Музея моды Института дизайна и мерчандайзинга ASU в Лос-Анджелесе считает, что основная причина кроется в долгой истории клубов, стремящихся подчеркнуть социальный статус. Все началось в викторианскую эпоху, когда теннис на траве приобрел популярность в Англии как вид отдыха, который был доступен даже женщинам.
Белая одежда считалась элитной, потому что ее сложно было поддерживать в чистоте. Материалы, из которых шились платья, такие как хлопок и лен, легко мялись, и их нужно было тщательно гладить.
Вызовы правилам
С момента своего возникновения как развлечения для высшего класса теннисная мода претерпела значительные изменения. В начале XX века одежда для тенниса напоминала наряды для отдыха: женщины носили длинные юбки и широкополые шляпы, а мужчины — шерстяные брюки и рубашки.
Поскольку зрители и игроки часто придерживались схожих стилей, теннис и мода оказывали взаимное влияние друг на друга. Журналист Бен Ротенберг отмечает, что многие теннисные тренды проникали в массовую культуру.
Сюзанн Ленглен стала не только ведущей теннисисткой, но и модной иконой благодаря своим коротким юбкам и платкам на голове, которые обеспечивали ей большую подвижность на корте. В последние месяцы это особенно заметно благодаря Зендае, которая продемонстрировала серию модных образов, вдохновленных теннисом, и даже сыграла с Роджером Федерером в "воздушный теннис" для кампании спортивного бренда On.
Эта тесная связь с модой способствовала успеху брендов, таких как Lacoste и Fred Perry. Также теннис способствовал появлению новых модных новшеств, таких как кюлоты для тенниса, представленные Эльзой Скиапарелли на Лили де Альварес в 1931 году, что вызвало шок у публики.
Как и в случае с де Альварес, дресс-коды в теннисе часто менялись после первоначального скандала. Француженка Сюзанн Ленглен была одной из первых, кто отказался от многослойных длинных платьев и выбрал более легкую одежду для турнира в Уимблдоне в 1919 году. Ленглен стала первой теннисной иконой моды благодаря своим платкам и коротким юбкам.
Американская теннисистка Энн Уайт была запрещена на Уимблдоне из-за белого костюма в 1985 году. Спустя сорок лет Серена Уильямс привлекла внимание подобным костюмом на Открытом чемпионате Франции.
На Открытом чемпионате США, Франции и Австралии игроки чаще оспаривают традиции теннисной одежды благодаря более свободным правилам. Серена Уильямс носила джинсовые мини-юбки, пачки и костюмы с плащами, а Венус Уильямс надела кружевной черно-красный наряд, вызвавший ассоциации с нижним бельем.
В 2018 году костюм-кэтсьют от Nike Серены Уильямс вызвал разговоры на Открытом чемпионате Франции, так как он не соответствовал обязательным правилам. Она объясняла это тем, что костюм помогал ей поддерживать циркуляцию крови после серьезных проблем со здоровьем. Однако турнир заявил, что в будущем такой стиль будет запрещен, несмотря на то, что Женская теннисная ассоциация разрешила использование леггинсов без юбок.
Отличие брендов
Большинство турниров Большого шлема отказались от строгих белых правил десятки лет назад, вероятно, чтобы привлечь больше зрителей и рекламодателей в эпоху повышенной видимости спорта.
"Цвета важны, чтобы привлечь внимание, особенно для спортивных компаний, чтобы продвигать свои логотипы и цвета," объясняет Джонс.
Спортивные и люксовые бренды продвигают моду различными способами, начиная от создания индивидуальных нарядов для звездных игроков до продвижения дизайнов через спортсменов.
Для брендов строгие правила Уимблдона представляют собой вызов. Когда Fila представила ретро-рубашки Бьорна Борга в 2001 году, оказалось, что они больше не соответствуют правилам. После запрета оранжевых подошв на кроссовках Nike у Роджера Федерера компания быстро использовала их появление, рекламируя их как "Чудо одного матча".
Бунт против дресс-кодов
Для игроков даже небольшие нарушения дресс-кода становятся предметом споров. Некоторые спортсмены отказывались играть из-за правил, как это делал Андре Агасси в период с 1988 по 1990 год. В 2017 году Юрий Родионов был вынужден сменить голубое нижнее белье, которое выглядывало из-под шортов, а Сабине Лисицки недавно рассказала, что женщины часто должны были менять телесные бюстгальтеры.
Тем не менее, эксперты не ожидают смягчения правил от организаторов Уимблдона в ближайшее время.
"Уимблдон видит в своих традициях большую часть своего бренда и ценности," объясняет Ротенберг. "Уимблдон использует это как способ быть уникальным и отличаться от других турниров, и это в значительной степени оправдывает себя."
Критика в адрес крупных турниров возникает, когда женские игроки подвергаются большему влиянию дресс-кодов. Однако женская мода в теннисе более разнообразна и креативна. Мужская одежда для тенниса менее изменчива, оставаясь в рамках шорт и поло.
"Есть тенденция к укорочению мужских шорт за последние 12 месяцев, особенно у игроков, которые значительно укоротили свои шорты," добавляет Ротенберг с улыбкой. "Возможно, когда-нибудь появятся правила и против этого, если шорты станут слишком короткими."
Традиции белого цвета в теннисе являются не только проявлением элитарности, но и подчеркивают важность стиля в спорте. Несмотря на критику, они продолжают оставаться неотъемлемой частью самых престижных турниров, таких как Уимблдон.
Вам понравилось?