"В СССР нет комикса!" или История комикса в СССР
В 1985 году советский художник, югославский и сербский комиксист Юрий Лобачёв (1909 -2002) во время фестиваля дал интервью югославскому изданию и на вопрос «какие события происходят в плане комиксов в Советском Союзе?» ответил категорично:

«В Советском Союзе нет комикса. Да, совсем нет. В детских журналах есть некоторые картинки, но единственное, что в них напоминает комикс, — „облака“ над изображением».
— А что комиксист Лобачёв имел в виду над комиксом?
Лобачёв, в частности, пытался опубликовать комикс-сериал в журнале «Костёр».
Власти были против «американского жанра» комиксов и прекращали любые эксперименты с их формой.
— А я понимаю цензуру. Это слишком легкое чтиво для подростков! Они должны читать произведения, а не отупеть от комиксов.
— Вы рассуждаете, как Дядя Сэм, который пытался запретить слишком жесткие комиксы для подростков и взрослых где-то в 50-е годы в США))
Комикс Лобачёва, основанный на «Сказке о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина, впервые появился в журнале «Весёлые картинки» в 1987 году.
— Ну и что же? В "Весёлых картинках" и раньше, с самого начала были комиксы. Ломиться в открытую дверь...
Комикс из первого выпуска «Весёлых картинок». 1956 год
— Погодите, мультфильм "Буратино" был создан в 1959 году! Что же мальчик смотрел про Буратино?
— А может, художник ванговал, как теперь говорят? ))
— Это всего лишь советская пропаганда, чтобы дети меньше смотрели телевизор! Как окна сатиры РОСТА — комиксы для малограмотного населения в те годы.
— А я думаю, это и есть советское воспитание, когда и СМИ участвуют в воспитании детей. А теперь повсюду соблазны, хоть живи с детьми на необитаемом острове.
Весёлые картины, август 1967
— Чем закончился этот комикс?
Петя со своими собачками попадает в Америку , гостит у ковбоев, затем у добрых индейцев, а потом вместе с новым товарищем, юным индейцем Маем сталкивается с полицией и сбегает на Кубу, откуда друзья спокойно улетают в СССР.
— Ну вот, другие художники и так рисовали комиксы, не называя их комиксами. Зачем биться головой о систему, лучше приспособиться к условиям и найти способ выразить своё любимое. Это не только у художников, но и у писателей, поэтов в советские времена. Главное, чтобы им платили зарплату и гонорар, а там и наверняка будут привилегии типа государственной дачи и путевки на наш Крым.
— Вы рассуждаете, как мещанин...
— А вы хотели бы стать диссидентом в СССР? Как телёнок, который бодался с дубом?
Изредка показали зарубежные комиксы.
Журнал "Весёлые Картинки" , 08.1967
— Это же американский комикс! Такой добрый, не как комиксы про супергероях.
— Да? Это комикс "Dennis the Menace", написан с 1951 по 1994 года. Переводится либо как Дэннис-мучитель, либо Дэннис-угроза.
— Не писали, из какой страны этот ваш комиксист Ханк. Хоть сама гадай, из Канады или Италии.
Хэнк Кетчэм (настоящее имя — Генри Кинг Кетчэм) — американский художник-карикатурист (1920 - 2001), США.
— Год 1967? В феврале 1967 закончился советско-американский кризис. Потом оттепель в отношениях между "империями мира".
— Ну так это детское! Для детей! Как мультфильм! А для взрослых было нельзя??
— Ну не нравилось слово "комикс", ввели бы свое) например: мультура (мульт+карикатура) 😄
— Это всего лишь карикатура о том, когда делать на рабочем месте нечего! Например, не привезли кирпичей.
— Комиксо-карикатура ))
Вопрос, видел ли комиксист Юрий Лобачёв подобные рисунки в Крокодиле и других советских СМИ, остается открытым.
— А какие комиксы он рисовал?
— Об этом будет в другой статье.
Вам понравилось?

