Как BMW прокладывала путь к электромобилям: история с 1972 года

Узнайте, как BMW начала свой путь к электромобилям с революционного прототипа 1602 в 1972 году.

август 29, 2024 - 07:52
август 31, 2024 - 19:41
 0  11
Как BMW прокладывала путь к электромобилям: история с 1972 года
BMW

В 1960-х годах, когда электромобили казались чем-то из разряда научной фантастики, вложения в их разработку выглядели сомнительно. Но именно эти ранние, примитивные прототипы проложили дорогу современным электрокарам.


Один из ярких примеров — это BMW, которая удивила всех, построив пару электрических 1602 и протестировав их на крупном спортивном событии.

BMW и планировала представить работающий прототип к Олимпийским играм 1972 года, которые должны были пройти в родном городе компании — Мюнхене, Германия. Разрабатывать электромобиль с нуля оказалось слишком дорого, поэтому они решили модернизировать уже существующую модель.

В те годы модельный ряд BMW был значительно меньше, чем сегодня, так что выбор в пользу 1602 был практически очевиден. Эта модель была предшественником современной 3-й серии и сыграла большую роль в формировании имиджа BMW.

Электромобиль 1602 получил электродвигатель постоянного тока с шунтовым возбуждением от компании Bosch, установленный на месте механической коробки передач. Мощность обеспечивали 12 свинцово-кислотных батарей общей емкостью 12,6 киловатт-часов. Поскольку готовых аккумуляторных пакетов тогда еще не было, BMW использовала стандартные 12-вольтовые батареи, размещенные на специальной палете. Хоть это и звучит примитивно, но именно тогда были заложены основы современных электроприводов — в машине была установлена система рекуперативного торможения.

Батарейный блок весил около 350 кг. Для сравнения, стандартный 1602 весил около 940 кг. Это дополнительная масса сильно ухудшала динамику: разгон до 50 км/ч занимал 8 секунд, а максимальная скорость составляла 100 км/ч. Дальность хода тоже оставляла желать лучшего: всего 30 километров в городских условиях и до 65 километров при движении со скоростью 50 км/ч. Время зарядки было таким долгим, что проще было заменить разряженные батареи на заряженные, чем ждать.

Хотя эти характеристики и не впечатляли, они были лучшими из возможных на тот момент. Перевод 1602 на электрическую тягу был достижением, которым BMW гордилась. Компания построила два прототипа, и члены оргкомитета использовали их для передвижения во время Олимпиады 1972 года в Мюнхене. Эти электромобили также служили машинами сопровождения для марафонцев и использовались в качестве камерных автомобилей на различных соревнованиях. Однако продавать такую машину широкой публике не планировалось из-за экспериментальной природы проекта. По крайней мере, один из прототипов сохранился и периодически выставляется в музее BMW.

На этом BMW не остановилась. Используя опыт, полученный в проекте 1602, инженеры продолжили развивать электрические технологии в 1970-х и 1980-х годах. В 1975 году был создан следующий прототип на базе модели LS с электродвигателем постоянного тока и 10 свинцово-кислотными батареями. Среди нововведений была система зарядки с автоматическим отключением. Сегодня это кажется само собой разумеющимся, но почти 50 лет назад это было революционное решение.

Оглядываясь назад, можно сказать, что прототип 1602 проложил BMW путь к электрификации. За последние пять десятилетий электротехнологии значительно улучшились. Например, модель i4 2025 года предлагает до 536 лошадиных сил, запас хода до 445 километров и разгон до 100 км/ч всего за 3,7 секунды.

Вам понравилось?

like

dislike