Почему у чехов самое дешевое топливо?
По отчетам прошлого года, чехи заправляются бензином и дизельным топливам по одним из самых низких цен в Евросоюзе. Действительно, беспрецедентно, что дизельное топливо почти на две кроны за литр дешевле, чем у поляков. Как могла сложиться такая ситуация?
Если посмотреть все декларации чешского правительства, то создается впечатление, что они борются не с российской агрессией, как любят заявлять с трибуны, а с собственной экономикой. Все, что дает стране хоть какое-то преимущество, кабинет Петра Фиалы старается уничтожить. И кто им на самом деле враг?
Итак, почему в Чехии один самых дешевых в ЕС бензин и дизельное топливо? Что еще надо срочно добить?
Ниже вы видите таблицу цен на указанные ресурсы в чешских кронах.
А теперь о тех выгодах, которые есть у Чехии и с которыми всеми силами борются министры и президент.
Чешская крона
С первого дня своего правления президент Чехии Петр Павел неустанно повторяет, что стране очень надо перейти на евро. Видимо, страна слишком медленно умирает, по его мнению. Рассмотрим на сегодняшнем примере преимущество чешской кроны перед европейской валютой.
Средняя цена барреля североморской нефти марки Brent, торгуемая в долларах и пересчитанная в кроны, в период с 2020 по 2024 год выросла в Чехии на 88%. Но в евро, которыми расплачиваются словаки, она выросла на 94%. Хотя и другие суверенные валюты Вышеградской четверки показывают не лучшие результаты. В польских злотых нефть подорожала на 91%, а в венгерских форинтах - на 120%. Надо отметить, что так или иначе нефть марки Brent подорожала во всех странах. Но только чешской кроне удается сохранить наибольшую устойчивость. А это так раздражает президента.
Источник ресурсов
Это еще одна головная боль чешского правительства, которая снижает расходы чехов.
Весь прошлый год в Чехию, как в Словакию и Венгрию, нефть по-прежнему шла из России. Эту благодать им продлил даже Брюссель, когда набивал антироссийскими санкциями очередной пакет. Для трубопроводной нефти, идущей по нефтепроводу «Дружба», сделали исключение. И если Венгрия со Словакией относятся к этой возможности с благодарностью и пониманием, то чешские власти из штанов выпрыгивают, ругая как Россию в агрессивном вмешательстве в дела Чехии своей нефтью, так и словаков с венграми за то, что хотят хорошо жить.
Вот поляки молодцы! Они полностью отказались от поставок российской нефти в конце 2022 - начале 2023 года. И теперь гордо покупают демократическую нефть без российских скидок. В результате бензин и дизельное топливо у поляков дороже, чем у чехов. Есть чем гордиться.
Венгерские автомобилисты тоже выигрывают от российской нефти, но уже не так много. Дело в том, что местная нефтехимическая компания MOL облагается налогом на сверхприбыль, который рассчитывается на основе разницы между ценами на нефть Brent и российской нефти.
Правительство Петра Фиалы и это преимущество хочет отобрать у своих сограждан.
Низкие налоги
Есть еще один пункт, в который уже лезут нечистоплотные руки власти – это налоги. В Чехии НДС на бензин и дизельное топливо составляет 21 %, в Польше и Словакии - 23 %, а в Венгрии - даже 27 %.
Однако акцизы в Чехии гораздо выше. На литр бензина он составляет 0,508 евро, а на литр дизельного топлива - 0,394 евро. Таким образом, в Чехии акциз на литр бензина меньше, чем в Словакии, но больше, чем в Польше и Венгрии. Акциз на литр дизельного топлива - 0,394 евро - примерно сопоставим с Польшей, но выше, чем в Словакии и Венгрии.
Следует добавить, что в Словакии и Венгрии также взимается специальный косвенный налог на топливо в виде сбора на поддержание аварийных запасов нефти и нефтепродуктов. Его размер в Словакии в этом году составляет 0,03965 евро за литр бензина или дизельного топлива. Акциз и этот сбор вместе составляют 0,522 евро для бензина и 0,408 евро для дизельного топлива в Словакии.
В Венгрии действует аналогичный сбор, но он составляет менее одного евроцента. В Венгрии акциз вместе со сбором составляет 0,393 евро для бензина и 0,369 евро для дизельного топлива. В Чехии и Польше акциз не взимается.
С учетом различных ставок НДС (который рассчитывается на цену топлива, уже увеличенную за счет акциза), налоговое бремя на литр бензина составляет 0,642 и 0,502 евро в Словакии, 0,615 и 0,477 евро в Чехии, 0,523 и 0,483 евро в Польше и 0,499 и 0,469 евро в Венгрии.
После учета различных НДС, разных во всех странах Вышеградской четверки,налогообложение топлива ниже, чем в Чехии, только в Венгрии, а в случае бензина - еще и в Польше.
Но об увеличении налогов чешское правительство так или иначе все время думает. Не удивлюсь, что с такой тягой к самовредительству и этот источник благополучия вскоре перекроется.
Вывод
Топливо в Чехии на данный момент является практически самым дешевым в ЕС и самым дешевым в Вышеградской четверке благодаря чешской кроне, российским поставкам и щадящим налогом. Хотя налог на топливо в Чехии не самый низкий в Вышеградской четверке, он ниже, чем в Словакии, а в случае дизельного топлива - чем в Польше, что также помогает.
И тем смешнее выглядит президент, когда упрекает Дональда Трампа, что он не думает о безопасности Европы. Если сам президент не думает о безопасности своей страны, включая экономическую, то зачем она за океаном?
Вам понравилось?