Рост популярности конкурса красоты с использованием ИИ и сложный поиск "идеальной женщины"
Ни одна из этих женщин не реальна — всё, даже эмоции на их лицах, сгенерировано искусственным интеллектом (ИИ) для первого в мире конкурса красоты AI.
Десять участниц конкурса красоты — не новость. Кто-то позирует непринуждённо, кто-то играет на камеру, их красота замерла в этот момент времени. Как и во многих других конкурсах, проводимых по всему миру, участницы молоды, стройны и воплощают многие стандарты традиционной «красоты».
Но на этом сходство с традиционными конкурсами красоты заканчивается. Ни одна из этих женщин не реальна — всё, даже эмоции на их лицах, сгенерировано искусственным интеллектом (ИИ) для первого в мире конкурса красоты AI. У каждой участницы есть создатель или команда создателей, которые используют программы, такие как DALL·E 3 от Open AI, Midjourney или Stable Diffusion, чтобы создать изображения женщин на основе текстовых запросов.
Эти десять участниц были отобраны из более чем 1500 заявок для участия в финале «Miss AI», который состоится в конце июня и будет транслироваться онлайн организаторами — «World AI Creator Awards».
Для участников это возможность продемонстрировать и развеять мифы о необычайных возможностях технологии. Но для других это означает дальнейшее распространение нереалистичных стандартов красоты, часто связанных с расовыми и гендерными стереотипами, подпитываемых растущим числом цифровых изображений в интернете.
«Мне кажется, мы начинаем терять связь с тем, как выглядит нередактированное лицо», — говорит доктор Керри МакИнэрни, научный сотрудник Центра будущего интеллекта Леверхьюма при Кембриджском университете.
Каждая из участниц имеет уникальную и отличительную личность и лицо. Одна из них, рыжеволосая аватарка с зелёными глазами по имени Серен Ай, позирует для фотографий в Instagram, путешествуя по миру и времени, появляясь рядом с первым президентом Турции Кемалем Ататюрком, на красной дорожке Оскара или бродя по неоновым улицам Киото, Япония ночью.
И как реальные участницы конкурсов красоты, некоторые аватарки AI поддерживают конкретные цели. Одна, по имени Айяна Рейнбоу, поддерживает ЛГБТ-сообщество, что отражается в её радужных волосах и имени. Другая, Анна Керди, публикует посты о чистке океанов, своей родной области Бретань во Франции и путешествиях. Зара Шатавари делится советами по борьбе с депрессией и стратегиями похудения.
Все они красивы. Но, как и большинство современных победительниц конкурсов красоты Miss USA с момента их основания в 1921 году, большинство из них белые, стройные, с длинными волосами и симметричными чертами лица, отмечает социолог и автор книги «Here She Is: The Complicated Reign of the Beauty Pageant in America» Хилари Леви Фридман.
Расовые и гендерные предубеждения, встроенные в стандарты красоты, также проникают в программы, использующие AI для создания изображений, поскольку они «обучены» на огромных объемах данных из Интернета, уже содержащих эти предубеждения. Исследования показывают, что AI отражает эти гендерные и расовые стереотипы при создании изображений, сводя красоту к однородному идеалу.
Отражение стандартов или их вызов? Большинство моделей в списке «Miss AI», по словам МакИнэрни, «очень светлокожие, и большинство из них всё ещё белые женщины, всё ещё стройные и практически не отходят от этого стандарта».
«Эти инструменты созданы для тиражирования и масштабирования существующих паттернов в мире», — добавляет она. «Они не предназначены для того, чтобы бросать им вызов, даже если их продают как инструменты, усиливающие креативность. Когда дело доходит до норм красоты, они фиксируют существующие стандарты красоты, которые активно сексистские, активно фобные к полноте, активно колористские, а затем компилируют и повторяют их».
Open AI признала, что DALL-E 3 склонен генерировать изображения людей, соответствующих стереотипным и традиционным идеалам красоты. Но хотя AI-изображения могут способствовать распространению этих стандартов, некоторые утверждают, что технология не представляет собой совершенно нового явления из-за огромного количества цифрово редактированных изображений в интернете, улучшенных фильтрами или ретушью. «Когда мы смотрим на стандарты красоты у инфлюенсеров, они тоже не реальны», — говорит один из создателей Серен Ай Фуркан Шахин. «Они выглядят идеально, как AI».
Хотя судья Салли-Энн Фосетт признала, что «ещё долгий путь впереди», она отметила, что «мы хотели женщин, которые более разнообразны во всех отношениях: в размере, возрасте, недостатках. Понадобилось 50 лет, чтобы конкурсы достигли того, где они сейчас, с AI это может быть сделано быстрее».
Фосетт, написавшая четыре книги о конкурсах красоты и являющаяся главным судьёй конкурса Miss GB, добавила, что у неё были «сомнения», когда её впервые пригласили организаторы конкурса, но она увидела в этом возможность изменить общественное восприятие женщин, созданных AI.
Создатели этих моделей AI добавляют, что сама технология не обязательно является проблемой. «AI делает всё идеально, но идеально — это то, что люди хотят», — говорит Шахин. «И мы на самом деле не изменяем стандарты красоты».
Точно так же София Новалес, менеджер проекта The Clueless Press, создавшая популярную AI-модель Айтану Лопез, которая «сидит» в жюри конкурса, сказала, что «мы здесь не для того, чтобы решить эту давнюю проблему. Но мы стремимся побудить AI-личности быть разнообразными и признать существующие проблемы вокруг стандартов красоты».
Искусственный интеллект и робототехника давно используются, часто мужчинами, для создания образа «идеальной женщины», отмечает МакИнэрни, ссылаясь на троп жён Степфорда и фильм 2014 года «Ex Machina».
Становясь всё более тесно связанными с созданием этой версии идеальной женщины, мир конкурсов красоты вживую отреагировал на это сдвигом в сторону подчеркивания аутентичности, говорит Леви Фридман. «В последние десятилетия наблюдается тенденция к фокусировке на том, чтобы быть собой, быть аутентичным, быть идеально несовершенным, все эти лозунги», — добавила она.
Такие понятия проникли и в поп-культуру — слово 2023 года по версии Merriam Webster стало «аутентичный», частично благодаря «историям и разговорам об AI, культуре знаменитостей, идентичности и социальных сетях», сообщило в то время издательство.
Организаторы конкурса заявляют, что участники будут оцениваться не только по их красоте. Они будут получать баллы за использование их создателями инструментов AI, а также за их влияние в социальных сетях и должны будут отвечать на вопросы, такие как «если бы у вас была одна мечта сделать мир лучше, что бы это было?»
Фосетт сказала, что она ищет «кого-то с мощным, позитивным посланием», а Новалес отметила, что они «оценивают не только красоту, но и технологию, стоящую за ней, и, прежде всего, историю каждой аватарки».
Многие из этих AI-аватаров изначально были созданы как маркетинговые инструменты, чтобы действовать так же, как человеческий инфлюенсер. Серен Ай была создана для продвижения онлайн-магазина ювелирных изделий, когда его основатели столкнулись с трудностями в работе с человеческими инфлюенсерами. Айтана Лопез может зарабатывать до 30 000 евро в месяц на спонсорских постах, рассказала Новалес.
Такие AI-инфлюенсеры уже доказали свою ценность в последние годы — одна из них, Лил Микела, собрала миллионы подписчиков в Instagram и работала с такими брендами, как Calvin Klein и Prada. В отличие от своих человеческих коллег, они кажутся безупречными, вечными и без скандалов. Их не нужно платить, и они могут быть прямо собственностью маркетингового агентства или компании, продукцию которой они продвигают.
«Инфлюенсеры просто за экраном», — говорит один из создателей Серен Ай Мохаммад Талха Сарай. «Они не реальны для нас, они просто девушка или парень в Интернете, и когда вы думаете об этом, между AI и инфлюенсером не так много разницы».
Другие аватары имеют другую историю. Создатель Анны Керди, Себастьян Керанвран, поставил цель представить AI в «забавной и информативной форме», пытаясь противостоять «гипотетическому дистопическому взгляду» на технологию и предоставить людям возможность взаимодействовать с ней.
Он рассказал, что создал Анну из разных AI-систем и запрограммировал её так, чтобы «она могла говорить то, что хочет, если это не включает дезинформацию».
«Иногда мне неприятно видеть её на видео на важных мероприятиях, высказывающую мнение, отличное от моего, или пишущую так, как я бы не представил, но… у нас у каждого есть своя свободная воля».
И Анна Керди, и Серен Ай существуют не просто как изображения для своих последователей, которые часто взаимодействуют с ними, спрашивая советы у Серен, как будто она их «старшая сестра», или желая Анне спокойной ночи.
Создатели некоторых AI-аватаров используют эти отношения с людьми для индустрии взрослого контента. «Miss AI» спонсируется Fanvue — сайтом, аналогичным OnlyFans, на котором размещаются как AI, так и человеческие создатели контента. Понимание данных, используемых для обучения AI-аватаров, использующихся для секс-работы, критично, отмечает МакИнэрни, «потому что многие доступные данные там не только очень сексистские, но и очень гетеросексуальные, что может не оставлять пространства для других сексуальных ориентаций, идентичностей, опыта».
Вам понравилось?