Рубаха из мусорной кучи или Утилизация старья
А вы знаете, что сто лет назад были экологические способы утилизации старой одежды и прочего утиля? Правда, тогда не было понятия об экологии, зато разбирались в экономике. Собирали утиль и отправили на фабрики по переработке.
Эта книжка была выпущена в 1928 году. Всю её не реально здесь показать, поэтому будет ссылка на фотоальбом для желающих листать её. Автор Л.Н.Зилов (1889-1937). Родился в дворянской семье, в Московской губернии, умер от воспаления легких в Москве. Про художника И.Г. Мрочковского почти не известно. Он иллюстрировал многие детские книги и журнал "Мурзилка" в 1920-1930-е годы.
В доступной для детей форме автор описывает, как двое озорных ребят знакомятся с процессом производства ткани из утиля.
— Основные цвета: черная и красная, а как нарисовано! Вот это мастерство художника!
— Скудность быта 1920-х годов, несмотря на НЭП...
— Это тряпочник! Раньше они собирали разную одежду на свалках. Как теперь собирают жестяные банки и металлические предметы.
— Так ещё до революции старьёвщики собирали разные вещи на утиль. Ходили с телегой во двора и кричали: "Старье берём!".
— Не от хорошей жизни?
— Нет, "бизнес на мусоре". Теперь такой бизнес существует в ряде азиатских стран.
— Мне нравится разговорный стиль текста!
— А мне нравится рама вокруг текста. Стильная книжка.
— Это я теперь рисую красивые рамы в своем творческом блокноте.))
— Это ещё до революции собирали одежду и делали из неё бумагу. В повести З.Воскресенской "Надежда" подробно писали о бумажной фабрике, где сортировали собранную одежду и срезали пуговицы и крючки. Про ткани из "мусора" не слышала.
А.Бахтияров. «История книги на Руси» 1890 года.
Деревенскія бабы съ радостью встрѣчаютъ хитраго коробейника, который и предлагаетъ имъ «вымѣнять» свой товаръ на тряпье. Обыкновенно, въ ожиданія тряпичника, деревенскія франтихи прикопливаютъ, по возможности, побольше тряпья; за неимініемъ же его, нерѣдно спускаютъ послѣднюю свою юбку, чтобы тольно получить какія-нибудь «заморскія серги съ самоцвѣтными каменьями». Для деревенскихъ мальчишекъ у коробейника припасены пряники, баранки и т. п. лакомства. Не мудрено, что, какъ только полажется въ деревнъ тряпичшикъ, мальчишки кричатъ.
— Тряпичникъ прівхаль! Тряпичникъ прівхаль!
Спросъ на тряпье — большой. Напримѣръ, на одну только Невскую фабрину Варгуниныхъ ежегодно расходуется на 150,000 р. тряпья, которое, кромѣ Нижняго-Новгорода, покупается: въ Ярославль. Угличѣ, Ростовѣ, Нерехтѣ и Новоторжкѣ.
Михаил Зощенко описал тряпочника в рассказе «Галоши и мороженное».
Увидев, что Леля держит на палке галошу, тряпичник сказал Леле:
– Эй, девочка, продаешь галошу?
Леля подумала, что это такая игра, и ответила тряпичнику:
– Да, продаю. Сто рублей стоит эта галоша.
Тряпичник засмеялся и говорит:
– Нет, сто рублей – это чересчур дорого за эту галошу. А вот если хочешь, девочка, я тебе дам за нее две копейки, и мы с тобой расстанемся друзьями.
— Разделение мусора ) И заботились о санитарных мерах. Здоровая брезгливость.
— Как интересно. А так и правда делали?
— Делали. Так рано ,конечно, я не помню. А в начале 60-х ходили старички по дворам и собирали тряпки, бумагу, резину. Мы, ребятишки, таскали им всякую всячину. Нам давали игрушки, мячики на резинке. Приезжал один дедок на телеге и разрешал набрать лоскутков для кукол - он обрезки из ателье забирал. Счастье! Нет не ателье, а пошивочная мастерская ))
— Потом придут цензоры и редакторы. И запретят подобные словечки "ихняя", "одеть что-то", особенно в детской литературе.
— Почему в этой книге старик и ребята собирали одежду на свалках, а не брали у населения?
— Может, в 1920-е годы так было? А потом был приказ организовать сбор утильсырья у населения и сдачу на пункты приема. Шли во двора до 50-х годов, до Хрущева.
Из газеты Московский комсомолец от 3 января 1930 года:
Старую одежду разбирали по типу материала и назначали стоимость за них. Самым дорогим считалось шерстяное тряпьё, за ним по цене следовало льняное, а замыкал список хлопок. И ведь люди приносили эти вещи, особенно в деревнях, где, казалось бы, для любой одежды найдётся применение. Но нет, машины, которые собирали вторсырьё, всегда возвращались из поездок по отдалённым деревням, полностью загруженные ненужной одеждой.
— Это мне напоминает про "детский бизнес": собирали и мыли бутылки из-под молочных продуктов, сдавали и покупали мороженое. Или копили на что-то ценное.
— Нет. За утиль это были совсем копеечки, даже на мороженое не хватало. Мы предпочли глиняные расписные свистульки и другие подобные игрушечки в обмен за принесенные тряпки. Ростовская область, 1970-е годы.
Ребята собирали тряпки месяц и получали пачку талонов. Талоны обменяли на ордера и на них со стариком получили ткань в фабричном магазине. Дома из этой ткани шили рубахи для мальчиков.
— Мда, видимо, не было денег? Талоны и ордера на получение...
— И их матери шили. На дореволюционных Зингерах.
Ребята их надели и пришли к старику хвастаться ими. Тот их похвалил и добавил:
— Тут, гляди, и ваших тряпок частица попалась. Вот вам и дрянь!
— Какая дрянь?
— Тряпки-то эти самые. Вы же их честили по-всякому. И дрянь-то и зараза-то. А теперь, небось, рады.
Ссылка на книгу в фотоальбоме "Рубаха из мусорной кучи".
Приходили старьевщики, собирали изношенные галоши, тряпье. Им выносили диковинные для нас, ребят, предметы вроде розовых корсетов, старорежимных шляпок со страусовыми перьями, мундиров. Старьевщиков почему-то звали «халатами». «Халат пришел!» Образовалось «халат», возможно, от слова «хлам», которое старьевщики, в большинстве татары, невнятно выкрикивали. А может, оттого, что ходили они в стеганых халатах. Они носили полосатые мешки из матрацной материи, и нас взрослые пугали: «Сдадим тебя ,халату", он заберет в мешок». Это было действительно страшно. Потому что мы видели, как этот мешок поглощал всякую всячину. Куда она, эта всячина, девалась, что из нее делали?
«Костейтряпок, бутылбанок!» - кричал старьевщик, входя во двор. А другой насчет тряпья кричал еще замысловатей - белым стихом, из окон высовывались хозяйки, спускались к нему, или он поднимался к ним, и начиналась купля-продажа,торговались отчаянно, хотя мне непонятно было: если вещь никудышная, то зачем торговаться, куда девать ее? (с) Ленинградский каталог. Д.Гранин.
— Рассказ про рубаху "из мусора", а на деле это было целая отрасль со своей историей...
Из журнала Огонек №35 за 1931 год:
— Вряд ли современную одежду из синтетики берут на такую обработку...
Сбор, сортировка и переработка текстиля ЗелеР
"В настоящее время существуют и более-менее применяются следующие техники переработки тканей:
- Механическая. Ткань дробят и измельчают для дальнейшего использования регенерированного волокна. Но низкая гигроскопичность синтетических тканей не позволяет переработать их механическим способом – на выходе получается сырье непригодное для переработки.
- Химическая. Синтетические волокна химически устойчивы, плохо впитывает влагу, обладают средней температурой плавления и при этом способны накапливать статическое электричество. Именно эти характеристики и мешают полноценной переработке синтетических материалов.
- Физико-механическая. Воздействие на волокна высокой температуры. Несмотря на то, что синтетика обладает относительной термической устойчивостью и способна к плавлению, ее сжигание небезопасно. При сгорании образуются ядовитые газы. Так же стоит учитывать, что некоторые специализированные синтетические ткани, напротив, обладают сильной термической устойчивостью и их сжигание просто невозможно осуществить без значительных финансовых и энергетических затрат.
Синтетические волокна химически устойчивы, плохо впитывают влагу, обладают средней температурой плавления и при этом способны накапливать статическое электричество.
Именно эти характеристики и мешают полноценной переработке синтетических материалов.
Ко всему прочему сказывается и разное происхождение синтетических волокон.
В зависимости от используемого исходного сырья, синтетические нити бывают полиамидные (нейлон, капрон), полиэфирные (полиэстер, лавсан), полиуретановые (лайкра).
В тканях и нетканых материалах все три вида волокна могут применяться индивидуально или в различных сочетаниях и соотношениях. И если для однородных синтетических тканей в теории еще можно было бы подобрать приемлемый способ переработки, то композиционные ткани (состоящие из разных по происхождению синтетических волокон), к сожалению, переработать нереально.
Так и получается, что синтетические материалы, на данный момент, почти не поддаются известным способам переработки текстиля, и самым правильным решением является апсайклинг, то есть творческое преобразование в предметы искусства, бытовые изделия, аксессуары, одежду. Поэтому самое экологичное решение – одежду из синтетики использовать повторно."
— Зато синтетические ткани шикарно годятся как ветошь для уборки, собирают грязь и жир.
— Их можно нарезать на полосы и вязать коврики, ткать половики...
— А потом выбросить...
Вам понравилось?