Брат в тени трех сестер
Этот человек был талантливым поэтом и художником, но его знают меньше, чем его знаменитых сестер.
В биографиях многих знаменитых творческих людей, живших в прошлые века, нередко упоминается, что у них были братья или сестры, тоже обладающие талантами, но не добившиеся такой громкой славы. Часто бывало, что сестры прославившихся на весь мир братьев оказывались «не у дел» - им не удавалось полностью развить свои способности, и они, в лучшем случае, вошли в историю, как родственники великих людей, а в худшем и вовсе остались никому не известны. Мало кто знает, например, что сестра композитора Вольфганга Амадея Моцарта Анна Мария была талантливой пианисткой, а сестра Иоганна Вольфганга Гете Корнелия научилась читать в три года, знала пять языков и не стала писателем только потому, что родители и брат не одобряли ее желание сочинять стихи и прозу.
Но бывали и обратные ситуации, когда братья оставались в тени сестер. С кем, к примеру, у нас в первую очередь ассоциируется фамилия Бронте? С писательницей Шарлоттой Бронте, автором романа «Джен Эйр», признанным лучшим в мире любовным романом. А во вторую очередь? С ее сестрами Эмили и Энн Бронте, книги которых тоже получили всемирную известность. Однако мало кто знает, что, кроме трех сестер-писательниц в семье Бронте был еще и брат, который писал стихи, рисовал картины и был не менее талантливым, чем его сестры.
Всего в семье Бронте было пять дочерей и один сын. Сначала на свет, одна за другой, появились девочки Мария, Элизабет и Шарлотта, потом мальчик, которого назвали Патрик Бренуэлл, сразу следом за ним – дочь Эмили, а через два года после нее – Энн. Когда дети подросли, всех девочек, кроме самой младшей, отправили учиться в закрытую Кован-Бриджскую школу, а Бренуэлла родители решили обучать на дому. Для двух старших дочерей это решение стало роковым: в школе были тяжелые условия жизни, дети там постоянно мерзли, недоедали и болели. Мария и Элизабет подхватили туберкулез и вскоре после того, как их забрали домой, скончались. После этого родители забрали из школы и Шарлотту с Эмили, которые, к счастью, не заболели – но их организмы были очень сильно ослаблены, и они долго не могли восстановиться.
Трагедия со старшими сестрами очень сблизила остальных детей. Бренуэлл ближе всего дружил с Шарлоттой, Эмили и Энн чаще «кучковались» вдвоем, и порой между этими двумя парами возникало дружеское соперничество. Все четверо увлеклись придумыванием разных сказочных и приключенческих историй, и эта забава быстро переросла в серьезное творчество: Шарлотта с Бренуэллом стали сочинять красочные сюжеты о вымышленном Стеклянном городе, а их младшие сестры – о городе под названием Гондал. Дети писали об этих городах и их жителях и прозу, и стихи, выдумывали для их жителей самые невероятные приключения, и их фантазия зашкаливала за все мыслимые пределы.
Позже Бренуэлл с Шарлоттой придумали еще одну страну, Ангрию, и стали писать о ней каждый по отдельности: у обоих были свои персонажи, которые соперничали друг с другом. Случалось, что Бренуэлл убивал кого-то из их «общих» персонажей, а сестра, недовольная таким поворотом, придумывала, как вернуть их к жизни, бывало и так, что брат менял сюжетные линии, начатые Шарлоттой.
Все эти литературные игры помогли детям развить свои таланты – которые они потом с блеском применили при написании взрослых романов и стихов. Кроме того, когда все четверо юных Бронте стали постарше, родители наняли художника Джона Брэдли, благодаря которому дети приобщились еще и к рисованию, причем больше всего способностей к живописи проявил Бредуэлл. Мальчик стал выпускать собственный рукописный журнал, в котором публиковал свои стихи и рассказы сестер, а также критические статьи на их рассказы и который сам же и иллюстрировал.
Взрослея, брат и три сестры начали понимать, что литературное творчество для них – это не просто детское увлечение, а призвание, которому они хотят посвятить свою дальнейшую жизнь. Однажды Шарлотта заявила сестрам, что ей не нравятся британские литературные традиции, по которым главные героини романов непременно должны быть идеально красивыми. По ее мнению, книга с невзрачной и даже совсем некрасивой героиней была бы намного интереснее и реалистичнее, ведь красавиц в мире не так много, и большинство читательниц обладают «средней» внешностью. Эмили и Энн возразили на это, что роман с героиней-дурнушкой никто не будет читать, после чего Шарлотта резко заявила, что еще докажет им, что они не правы – напишет роман с некрасивой главной героиней, который читатели полюбят сильнее, чем все книги о красавицах.
Бренуэлл поддержал Шарлотту в этом споре, сказав, что если у кого и получится увлечь читателей такой историей, то только у нее. И как мы знаем теперь, он оказался прав: роман «Джен Эйр», героиня которого не отличается красотой, возглавил список лучших в мире любовных романов и «переплюнул» все книги этого жанра с героинями-красотками.
При этом случалось, что Бренуэлл, наслушавшись от других молодых джентльменов общепринятых в те времена рассуждений о том, что женщинам неприлично заниматься творчеством и что они менее способны к литературе и искусству, чем мужчины, порой выдавал подобные фразочки в присутствии сестер. Тут уже Шарлотта объединялась против него с Эмили и Энн, и они втроем быстро объясняли братцу, что он глубоко неправ и должен взять свои слова назад.
Ну а когда родители этой творческой четверки пытались уговорить сына выбрать себе какое-нибудь более практичное и прибыльное занятие, чем литература и живопись, а дочерей – подумать о замужестве, а не о сочинении историй, три сестры и брат, забыв о своих разногласиях, объединялись против таких уговоров и заступались друг за друга, доказывая родителям, что не смогут жить без любимого дела.
И в конце концов, все четверо молодых Бронте сумели реализовать свою мечту. Правда, жизнь у всех четверых была непростой, у всех были сложности с работой, и прожили они недолго – никто из них не дожил до сорока лет. Шарлотта, прожившая дольше всех, прославилась, как писатель, Эмили и Энн тоже стали известны, благодаря своим романам и стихам, хотя часть их произведений была опубликована уже после их смерти. А вот Бренуэлл, несмотря на то, что он тоже писал стихи и картины, оказался намного менее знаменитым, чем его сестры, и только в ХХ веке еще одна британская писательница Дафна дю Морье, написавшая его биографию, привлекла к нему внимание публики. Правда, в этой биографии она писала не столько о его творчестве, сколько о его неудачном романе с замужней женщиной, из-за которого в обществе случился громкий скандал, и о злоупотреблении алкоголем, которым молодой Бронте пытался утешиться после расставания с возлюбленной. Между тем, стихи Бренуэлла Бронте по таланту не уступают произведениям его сестер, и он, безусловно, заслуживает не меньшей славы, чем известные всему миру Шарлотта, Эмили и Энн.
Однажды Бренуэлл написал картину, на которой изобразил всех своих сестер и самого себя, но потом закрасил свой портрет, посчитав, что четыре лица слишком сильно перегружают изображение. При определенном освещении на картине виден его смутный, призрачный силуэт, похожий на тень – словно молодой человек предчувствовал, что так и останется навсегда в тени Шарлотты, Энн и Эмили.
Татьяна Минасян
Вам понравилось?