Проблема эйджизма в современном мире на примере фильма "Субстанция".

ноябрь 29, 2024 - 17:22
ноябрь 29, 2024 - 19:24
 0  11
Проблема эйджизма в современном мире на примере фильма "Субстанция".
Кадр из фильма

Эйджизм, или дискриминация по возрастному признаку, все еще встречается в нашем обществе, и с каждым годом эта проблема становится всё более актуальной. Мы живем в эпоху, когда молодость считается идеалом, а старость — чем-то недостойным. Многие культуры и массовая культура направлены на то, чтобы подчеркивать этот контраст, что особенно хорошо видно в кино. 

Кино всегда отражает ценности и установки общества. Эйджизм в фильмах проявляется через стереотипные образы пожилых людей, которые часто изображаются как утраченные, неактивные и неинтересные. Не отходя от темы, вспоминаю старый фильм из той же тематики -"Смерти ей к лицу" . Там мы видим, как страх старости приводит героинь к поиску "вечной молодости". Это иронично, но в итоге приводит к трагическим последствиям — их стремление остановить время и избежать старения оказывается весьма разрушительным. В этой статье я попробую порассуждать, как хейт старости проявляется через призму фильма "Субстанция", который является боди-хоррором и имеет довольно противоречивые отзывы. Осторожно, статья может вызвать нотки грусти. 

По сюжету Элизебет Спаркл, когда-то голливудская звезда, пребывает в тени своей славы. Звезда фитнеса на телевидении уже заходит в тот возраст, где нет, ни сил, , ни упругой попы, ни новых контрактов и всë начинает сыпаться. Руководство проекта дает понять главной героине, что она "старовата" и уже не такая сексуальная, и она понимает, что ей придëтся покинуть своë шоу. Причем, в кадре нам показывают продюсеров и совет директоров, который состоит исключительно из мужчин.

Режиссер фильма( к слову, сценаристом и режиссëром является женщина) тем самым намекает нам на объективизацию женщин мужчинами. Душевные метания Элизабет приводят к тому, что она начинает ненавидеть своë отражение в зеркале, но она зависима от славы, от желания быть нужной. Всë это приводит к тому, что главная героиня решает принять неизвестный препарат, именуемый субстанцией. Субстанция-это эксперимент, в результате которого, из твоего тела, буквально, рождается лучшая версия тебя. В инструкции к препарату говорится о том, что 7 дней живëт одна версия, потом обязательно нужно меняться местами, иначе последствия будут ужасны, иглавное помнить, что "вы-одно целое". Для Элизабет еë лучшей версией стала Сью. Молодая красивая девушка, которая что бы вы подумали,... начинает вести это шоу вместо неë! 

Смотря, этот фильм, я уже точно знала, что по сценарию, ничем хорошим это не должно закончится. Как бы всë радужно не начиналось, Элизабет(во второй версии себя это Сью) начинает злоупотреблять временем, которое отведено на молодое тело. Сначала увеличивались часы, потом дни, хотя, напомню,- меняться нужно было строго каждую неделю. Идея доведена до абсурда, но она имеет право на существование. Очередная порция молодости получена, -забирают всë вдвойне. То, что было использовано одной стороной, будет потеряно для другой. И с каждым разом злоупотребления Сью этим временем, Элизабет начинает всë быстрее стареть. С каждым новым появлением Сью, Элизабет отдаляется от себя же, теряя контроль над ситуацией. Их динамика отношений конфликтует за мир, за время, за тело. Главная героиня будто бы начинает олицетворять себя и Сью, как двух разных людей, забывая о том, что она и является обеими версиями. Она злится на то, что вторая версия красивее, живëт свою лучшую жизнь, получает славу и признание. Очень интересно это показывает сцена, где уже седая Элизабет делает звонок поставщику препарата и говорит такую фразу: "О чëм она только думала! ", а получила в ответ только одну фразу: " Нет никакой другой, вы-одно целое". 

Так как фильм является боди-хоррором, в нëм очень много шокирующих сцен для неподготовленного зрителя. Но я всë же считаю, что "Субстанцию" нужно воспринимать аллегорично со всей многослойностью, который вкладывает автор в некоторые жëсткие сцены. Даже ту сцену, в которой по сценарию Элизабет и Сью разделяются, и Сью в свою очередь начинает отчаянно и жëстко бить уже дряхлую старушку Элизабет, говоря при этом, что она ненавидит еë. Это значит, что она ненавидит свою слабость, увядание и неспособность бороться с течением времени. Не буду углубляться в финальную сцену, которую все критикуют. Всë в духе боди-хоррора. Неприятная сцена чудовищного перерождения Сью в непонятное нечто, море крови. Финал показан очень утрированно и гиперболизированно. Как и своеобразная смерть Элизабет прямо на своей именной звезде, на голливудской аллее славы. Очень символично. Главная героиня уничтожила себя, борясь с необратимыми процессами и отказавшись от идентичности, ради признания и стремления к совершенству. 

Советую-ли к просмотру... И да, и нет) Может проникнитесь, как и я, может выключите на первом неприятном моменте. Хочу отметить игру Дэми Мур. Она крута! И хочу похвалить за смелость и "обнажëнку". 

Возвращаюсь к тому, что фильм акцентирует внимание на том, что делать ставку нужно не только на внешность, но и на внутреннее содержание. Здесь же мы видим, что ставка сделана исключительно на биологию и что общество ставит старение в негативный контекст, создавая у людей страх перед этим естественным процессом. Утрата сил, устойчивости, энергии и даже привлекательности. Такое восприятие подкрепляется так же и коммерцией: смотрите рекламу, где идеальными считаются только молодые модели. В "Субстанции" -это четко прослеживается-критика современной индустрии развлечений. Критика общепринятых стандартов. 

 Старение — это естественный процесс, который не должен вызывать стыд или страх. Возможность стареть — это благо, а не проклятие. Каждый новый год жизни — это накопленый опыт, мудрость, шанс развиваться, познавать мир с разных сторон и раскрывать свой потенциал.

Я вижу вокруг себя много примеров людей, которые в 60 лет лишь начинают свою предпринимательскую деятельность, открывают новые увлечения, вступают в социализацию, на которую не решались в юности, решают, будучи пенсионерами, отправиться в путешествие. Это вдохновляет.

Эйджизм — это проблема, требующая внимания и деятельного подхода. Такие фильмы как "Субстанция" служат катализаторами для обсуждения старения и его восприятия в современном обществе. Они вдохновляют на переосмысление старости и показывают, что быть старым не значит быть неактивным или неинтересным.

Когда общество начнет принимать, что старение — это не конец, а возможность жить зрелой и осмысленной жизнью, тогда мы сможем создать мир, в котором возраст не становится преградой, а поводом для новых стартов. Надеюсь, что это станет реальностью, а пока будем воспитывать в себе и окружающих стойкость и уважение к старшему поколению.

Будьте собой и принимайте себя. Обнимаю. 

Вам понравилось?

like

dislike