Учитель, родитель, ученик
Новый учебный год только начинается, а многие учителя чувствуют себя более уставшими, чем перед каникулами. Эксперты предупреждают, что психическое здоровье и самочувствие учителей в чешской школе ухудшается. К факторам, способствующим этому, помимо рабочей нагрузки, все чаще добавляются межличностные отношения.
Проблемы современной чешской школы знакомы практически всем странам. Доступность интернета диктует свои правила, но они не всегда оправданы. Более проблематичным для учителей стало общение не столько с детьми, сколько с их родителями. Начитавшись сомнительных экспертов в интернете, родители начали судить о компетентности учителей, тем самым подрывать их авторитет.
Конфликты с родителями и детьми
Чешские учителя сталкиваются с теми же проблемами, что и их зарубежные коллеги, где быстро растет число самоубийств и агрессии по отношению к учителям.
Исследование Национального института SYRI и Университета Масарика, которое было опубликовано специализированным журналом Nature, привлекло внимание к ухудшению отношений между учителями и родителями учеников:
«Работа с родителями оказалась для наших учителей более сложной задачей, чем работа с учениками. Хоть они и пытались понять родителей, результаты интервью с учителями показали, что отношения между учителем и родителями в последние годы ухудшились, что привело к повышению требований к общению», - резюмировали исследователи.
Прежде всего, учителя чувствуют, что родители их совершенно не уважают и не считают их авторитетом по отношению к своим детям. Они также подвергают сомнению свои знания перед детьми.
«Родители думают, что они могут высказывать нам все, и что мы будем делать свою работу так, как они нам диктуют», — сказал один из учителей, участвовавший в исследовании.
После подрыва авторитет учителей родителями, меняется и отношение учеников к учителям. Все чаще возникают конфликты, ухудшающие дисциплину в классах. И именно падение дисциплины в классах – еще одна проблема, с которой сталкиваются учителя.
Эта проблема уже давно является одним из самых сложных. Случаи, когда учителю просто невозможно решить проблему плохого поведения учеников, вызывают чувство профессиональной неудачи и приводят к истощению. В проведенном исследовании описаны случаи, когда учителя испытывали сердечную недостаточность и чувствовали себя очень плохо после конфликтов с учениками.
Учителя не хотят работать в школе
По статистике, чешские педагоги уже давно относятся к числу менее удовлетворенных своей работой по сравнению с коллегами из других стран ЕС. Очень довольные работой в школе учителя составляют только 39%, тогда как средний показатель по ЕС – 52%. Меньше зафиксировано только во Франции и Польше.
По данным некоторых исследований, две трети чешских учителей испытывают хронический стресс, еще пятая часть уже страдает синдромом выгорания.
Свою руку к травле учителей прилагает и некомпетентное правительство Чехии. Два года публично травят учителя начальной школы Мартину Беднаржову по политическим мотивам. Хотя время уже показало, что она была полностью права.
Проблема многих стран
Ухудшение психического здоровья учителей – это не только чешская проблема. Из самых развитых стран, все чаще приходят трагические новости о самоубийствах учителей, не выдержавших стресса школьной среды.
Так The Guardian сообщила о недавних выводах британского профсоюза Национальной ассоциации школьных учителей (NASUWT). Агентство опросило британских учителей, и по результатам опроса более 84% из них заявили, что страдают от нарушений сна, беспокойства или чувствуют себя утомленными из-за работы. Четверть злоупотребляет алкоголем, а десятая принимает антидепрессанты.
Среди наиболее частых причин – поведение учеников, загруженность на работе и разногласия с руководством школы. Кстати, учителя-мужчины совершают вдвое меньше самоубийств, чем их коллеги-женщины.
В этом году инцидент в городе Чонджу потряс Южную Корею. Ученик напал на заместителя директора школы после того, как учитель пытался помешать ему покинуть школу без разрешения. Школьник несколько раз ударил мужчину кулаком, размахивая рюкзаком и громко ругаясь. Потом он укусил замдиректора и наплевал на него. При этом учитель не защищался от нападения и пассивно стоял, заложив руки за спину. Дело в том, что учителя боятся защищаться, их могут обвинить в жестоком обращении с детьми и затаскают по судам.
Когда мать вызвали в школу, она не только не извинилась за сына, но и набросилась на его классного руководителя. Корейские СМИ отмечают, что конфликты между учителями и родителями являются одной из причин роста числа самоубийств учителей.
Вам понравилось?