Вера Ростова – изгой в «идеальной» семье

Многие даже не помнят эту второстепенную героиню "Войны и мира", однако ее история показывает "темную сторону" ее семьи.

апрель 8, 2025 - 18:47
 1  12
Вера Ростова – изгой в «идеальной» семье
К роману "Война и мир" создано множество иллюстраций, изображающих младших детей семьи Ростовых, но Веры нет ни на одной

      В школе, при изучении романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир», учителя старательно внушали нам всем, что описанная там семья Ростовых – это идеал любящей семьи, где все открыты друг другу, искренни, не скрывают своих чувств и в любой момент готовы поддержать друг друга. Ростовы противопоставляются семейству Болконских, в котором принято скрывать эмоции и держаться друг с другом холодно и отстраненно, и семейству Кулагиных, все члены которого показаны лживыми, лицемерными и полностью лишенными хоть каких-нибудь положительных качеств. На Ростовых призывают равняться тех молодых людей и девушек, кто хочет иметь счастливую беспроблемную семью.

         Но как это часто бывает, если присмотреться к тем, кого все только хвалят, кого принято считать на сто процентов положительным и не имеющим недостатков, повнимательнее, обнаруживаются моменты, противоречащие этому позитивному образу. Оказывается, например, что в этой «искренней, открытой и любящей» семье есть приемная дочь Соня, которую Илья и Наталья-старшая Ростовы сначала взяли на воспитание и вырастили, как родную, но позже, когда она стала «угрожать» благополучию их кровного сына, начали травить и попрекать сделанным ей добром, обвинять в том, что она «плетет интриги» и насаждать ей сильнейшее чувство вины за ее искреннюю и самоотверженную любовь к Николаю. В итоге мать семейства Ростовых все-таки доводит приемную дочь до того, что она отказывает своему возлюбленному, обрекая ее на совершенно беспросветную жизнь: ей предстоит до конца своих дней видеть, как человек, которого она любит больше жизни, счастлив с другой женщиной, Марьей, видеть, как у них рождаются и растут дети, и терпеть травлю от Марьи, которую, к слову, нас тоже учат считать образцом нравственности, несмотря на то, что она, выйдя замуж, стала срывать плохое настроение на самом беззащитном человеке в ее новой семье, полностью копируя поведение своего жестокого отца, срывавшего злость на ней.

         При этом сам Николай, получив «свободу» от Сони, на которой он, офицер, дал слово жениться, убедил себя, что она написала ему письмо добровольно – хотя о том, что ее вынудила сделать это его мать, догадался бы и слабоумный. Николай знал, что его мать готова выгнать Соню из дома, чтобы разлучить ее с ним, он сам заступался за нее и сумел настоять на своем и заставить родителей дать согласие на их брак до того, как встретил богатую княжну Марью, так что когда после встречи с Марьей Соня вдруг вернула ему его слово, не понять, что за этим стоит, было невозможно.

         Наконец, и Наташа, с детства называвшая Соню своим лучшим другом, радовавшаяся, что Соня и Николай любят друг друга, и поначалу вставшая на ее сторону в ее конфликте с родителями и потребовашая, чтобы они не препятствовали счастью этой пары, тоже быстренько «сменила курс», когда Николай познакомился с богатой наследницей Марьей. После этого она уже не говорит дома ни слова в защиту Сони, а спустя несколько лет, в эпилоге, вовсю дружит с Марьей и в разговоре с ней презрительно называет бывшую лучшую подругу, навсегда оставшуюся одинокой и бездетной, пустоцветом – то есть, совершает самое настоящее предательство.

         В общем, одного только отношения членов семьи Ростовых к Соне уже достаточно, чтобы понять: это семейство не просто не идеально, в нем в прямом смысле слова что-то капитально прогнило. Но если вчитаться в те главы «Войны и мира», где речь идет о Ростовых, еще более внимательно, можно обнаружить, что в их семье все даже еще хуже – потому что родители там отвратительно ведут себя не только с дальней родственницей, но и с одним из своих родных детей, а другие дети перенимают от них такое отношение.

         Речь идет о старшей дочери Ильи и Натальи, их первенце, Вере Ростовой. О ней в романе сказано так мало, что некоторые люди, прочитавшие его один раз в школе, даже не помнят, что всего у Ростовых было четверо родных детей – им запомнились только Николай, Наташа и Петя. И все же, даже по тем крупицам информации, которые автор сообщает о Вере, можно сделать некоторые совсем не красящие ее родных выводы.

         Вера Ростова – одна из тех героинь Льва Толстого, которые сразу, с первых же слов заявлены, как стопроцентно отрицательные и безнадежные, не способные стать «хорошими», с точки зрения автора. В начале романа ей около двадцати лет, и она показана холодной, надменной девушкой, свысока смотрящей на младших сестер и братьев и резко контрастирующей с ними и с родителями. Все Ростовы открыты и жизнерадостны, они постоянно смеются, обнимаются и целуются, откровенно говорят о своих чувствах и смотрят на мир широко распахнутыми глазами – и только Вера ведет себя совершенно иначе. Ей неинтересно веселиться с Наташей, Николаем и Петей, она предпочитает играть в шахматы – интеллектуальную игру, требующую холодного расчета (самая осуждаемая, буквально ненавидимая Толстым черта характера) и способности долго спокойно сидеть на месте. Причем играет она с поручиком Альфонсом Бергом, молодым человеком, который часто бывает у Ростовых в гостях и о котором все начинают думать, как о ее возможном женихе, тоже заявленным, как полностью отрицательный персонаж.

         Младшие Ростовы также не в восторге от Веры и ее поклонника, они посмеиваются над ней, как и она над ними, и само по себе это еще не признак плохих отношений в семье – у младших и старших детей бывают и более серьезные конфликты, а уж снисходительное отношение взрослых сестер или братьев по отношению к младшим-подросткам, которых они считают «еще мелкими», встречается сплошь и рядом. Но вскоре выясняется, что родители относятся к Вере и к остальным детям очень по-разному. Они постоянно открыто выражают любовь к младшим и не выказывают никаких чувств к старшей дочери. Иногда с ней общаются, просто как с чужим человеком, вежливо, но холодно, а иногда их манера вести себя с Верой приобретает некоторые черты бойкота и травли: стоит девушке произнести хоть слово, как все резко замолкают, словно она сказала что-то ужасное, хотя она просто пытается поддержать общий разговор и соглашается с собеседниками.

         При этом родители Веры считают, что она сама виновата в таком к ней отношении. Точнее, граф Илья Ростов считает, что мать неправильно воспитала ее, «мудрила с воспитанием», о чем не стесняется заявить при гостях. Но свою жену он в этом не обвиняет – о ее попытках «мудрить» говорится с улыбкой, а вот о том, что Вера выросла непохожей на других детей, с осуждением самой старшей дочери. Получается, что девушку, по мнению ее отца, вырастили «бракованной», «неправильной», и поэтому совершенно нормально открыто отторгать ее, показывать, что с ней тяжело и неприятно общаться, даже если она произносит совершенно невинные фразы.

         Сама Вера во время разговоров о ее воспитании подтверждает, что ее растили иначе – после чего ее родные и гости тоже резко замолкают, как будто услышали какую-то непристойность. И поскольку мы видим, как граф и графиня Ростовы растят младших детей, нетрудно догадаться, как они обращались со старшей дочерью, когда та была ребенком. Николая, Наташу и Петю постоянно балуют, ласкают, целуют, улыбаются им, обсуждают с ними их детские и подростковые дела, выслушивают их жалобы. С Наташей мать любит валяться по вечерам в кровати, разговаривая о разных девичьих делах и давая ей советы, с Николаем родители обнимаются, даже когда он, уже совсем взрослый, приезжает домой в отпуск из армии, Петю, самого младшего, тоже не обделяют лаской. И если Веру воспитывали по-другому, значит, в ее детстве и отрочестве ничего подобного не было – ни ласки, ни доверительных разговоров, ни других открытых появлений любви.

         Причем инициатором этого была ее мать – та самая графиня Ростова, которая обнималась перед сном с любимой дочкой Наташей, ни разу не приласкала своего первенца. Она «мудрила с воспитанием» Веры, отказывая ей в том, чем потом на ее глазах щедро одаривала остальных своих детей. Стоит ли удивляться, что Вера выросла не открытой и внешне холодной? Ведь ее никто не учил выражать свои чувства, вот она и ведет себя всегда ровно и спокойно, как от нее требовали в детстве. Но именно за это семья ее и отвергает. Точно так же, как Соню будут потом попрекать тем, что ее взяли в эту семью на воспитание, Веру попрекают тем, что она стала именно такой, какой ее растили.

         Воспитывать первого ребенка чаще всего тяжелее, чем следующих детей, так как с первенцем у родителей еще нет опыта в этом деле. И нередко бывает так, что с первым сыном или дочерью люди допускают ошибки, иногда весьма серьезные, из-за которых у них возникают проблемы в отношениях, а то время как с младшими детьми они учитывают эти ошибки, и с ними у них все складывается более гармонично. Но в семействе Ростовых разница между отношениями родителей с Верой и с остальными детьми получилась просто огромной, чуть ли не гротескной. Даже в самых неблагополучных семьях редко можно увидеть, что мать с отцом открыто выказывают нежность к любимым детям и демонстративно замолкают, стоит заговорить нелюбимым. А супруги Ростовы ведут себя именно так.

         В современном обществе девочки, недополучившие любви и ласки от родителей, обычно рано начинают встречаться с парнями и либо выскакиваю замуж за первого, кто это предложит, либо принимаются часто менять любовников – этими способами они пытаются добрать то, чего им недодали. Вера Ростова, жившая в начале XIX века, могла только выйти замуж, если бы кто-то захотел взять ее в жены, а поскольку Ростовы не очень богаты, женихи к ней в очередь не выстраиваются. Тем не менее, находится один человек, которого Вера интересует именно в этом качестве – поручик Берг, к концу романа дослуживающийся до полковника. Он, по мнению автора, отлично подходит «холодной и бездушной» старшей дочери Ростовых – такой же холодный, расчетливый и чуждый «открытым и искренним» остальным Ростовым.

         Альфонс Берг действительно показан в романе классическим эгоистом: ему не интересен никто, кроме него самого, он всегда говорит только и исключительно о себе. Однако это полностью адаптированный в обществе эгоист – он не требует внимания к себе, не выпячивает себя и свои проблемы, а терпеливо и вежливо выслушивает других людей, и переводит разговор на себя, только когда это выглядит уместным, дождавшись своей «очереди». Больше того, когда Бергу надо что-то получить от других, он обставляет ситуацию так, словно вспомнил о своем желании случайно, а не целенаправленно собирался о чем-нибудь попросить. К примеру, уже после свадьбы с Верой он идет в гости к ее отцу и перед этим специально завязывает узел на носовом платке, а потом, после светской беседы с тестем, якобы случайно достает платок, смотрит на узел и «вспоминает», что завязал его, чтобы не забыть об одной мелочи – попросить у старшего Ростова отдать им с Верой маленький шкафчик.

         В общем, Берг – далеко не самый приятный тип, но он умеет вести себя так, что все вокруг даже не догадываются о его эгоизме, умеет изображать заинтересованного в других людях человека. А иногда его эгоизм и вовсе приносит пользу – ради того, чтобы получить повышение в звании и награду, Берг идет на войну и храбро сражается. Даже после ранения в правую руку, он продолжает бой, перехватив саблю в левую. После этого он добивается повышения, не скрывая того, что сделал, и не скромничая, но новое звание им действительно честно заслужено.

         В любом случае, у Веры нет другого выбора, за кого идти замуж – больше к ней никто не сватается. А ее родители, когда Берг делает ей предложение, торопятся поскорее сыграть их свадьбу, чтобы, как пишет сам Лев Толстой, «сбыть с рук нелюбимую дочь». И они даже понимают в глубине души, что ведут себя с Верой низко, потому что чувствуют неловкость из-за этого желания быстрее от нее избавиться. Толстой, вероятно, хотел этим показать, какие Илья и Наталья Ростовы, а также их младшие дети добрые и совестливые, раз они переживают даже из-за «плохой», «бракованной» дочери, но получилось у него прямо противоположное. Если бы Ростовы были недалекими людьми и не осознавали, что делают, спрос с них был бы меньше, но они все понимают, они знают, что «спешить сбыть с рук» собственного ребенка отвратительно – и ничего в отношениях с этим ребенком не меняют.

         Они могли бы хотя бы перед свадьбой проявить к Вере немного тепла и любви, и тогда, возможно, в будущем их отношения имели бы шанс наладиться. Конечно, эти отношения не стали бы такими же бурными и ласковыми, как у всех остальных Ростовых друг с другом, но Вера могла бы хотя бы немного сблизиться с ними, а позже, когда у нее родились бы дети, сближение могло бы усилиться на почве любви Веры и всех ее родных к этим детям. Но ничего этого не случилось. Родители Веры, зная, что не любить родного ребенка плохо, продолжили отгораживаться от нее ледяной стеной, и судя по тому, что в эпилоге «Воны и мира» о Вере и ее муже не сказано ни слова, отношения между ней и ее родными полностью прекратились.

         Но для Веры это, скорее всего, был лучший вариант. Ее муж-эгоист, по крайней мере, должен был заботиться о ней, чтобы выглядеть в ее глазах и в глазах их знакомых хорошим мужем, и его забота в любом случае должна была быть более приятной, чем игнорирование ее родителями, братьями и сестрой, среди которых Вера была изгоем и не имела возможности даже просто дружелюбно поговорить с ними.

         Так что, может быть, и хорошо, что после замужества она перестала поддерживать отношения с этой «идеальной», «ласковой» и «полной любви» семьей…

 

Татьяна Минасян

Вам понравилось?

like

dislike