Диагноз Маргариты

Психическое заболевание Булгаковской Маргариты.

декабрь 19, 2024 - 22:36
декабрь 19, 2024 - 22:42
 0  9
Диагноз Маргариты

Михаил Булгаков — один из самых значимых российских писателей XX века. Его роман «Мастер и Маргарита» считается настоящим шедевром русской литературы. Сериальная экранизация шикарна. Но я не буду рассуждать сегодня о книге, о фильмах. К слову, считаю, что эта тема немного"затаскана" и спорить о многих моментах можно бесконечно. Но я хочу поговорить о главной героине романа, с точки зрения еë душевных терзаний. Для уточнения, я постоянно пытаюсь найти в тех или иных персонажах некие отклонения. Думаю, что многие, кто читал произведение, отмечали, что Маргарита Николаевна "с приветом". (И это я не в плохом смысле) Поэтому, торжественно сообщаю, что у Маргариты наблюдается пограничное расстройство личности! 

Пограничное расстройство личности характеризуется импульсивным поведением, низким самоконтролем, трудностью самовосприятия, резкими перепадами настроения, рискованными поступками, тягой к самоповреждению, зависимостью от других людей. У людей, страдающих ПРЛ очень хаотичная жизнь. Им свойственна " хроническая суицидальность". Очень интересно, что до 2022 года диагноз ПРЛ нельзя было поставить официально и определялось как заболевание только в зарубежных классификациях болезней. С чем только не путают пограничное расстройство личности, и с вялотекущей шизофренией, и с депрессией, и особенно с биполярным расстройством личности. Кстати, о взгляде на биполярное расстройство я уже писала в этой статье. ( 👈 кликни) Не удивительно, что до 40% "пограничников" ошибочно получают диагноз БАР. 

Не буду нудить, что это, как проявляется, откуда берëтся ПРЛ. Сразу же буду сопоставлять поведение Маргариты с признаками не очень приятного психического расстройства. 

Булгаковская героиня замужем за обеспеченным мужчиной. Тем не менее, в один из своих тоскливых дней, держа в руках жëлтые цветы, она встречает будущего любовника, и вот в момент, когда он говорит ей, что цветы ему не нравится, она выбрасывает их. Это был первый звоночек.

Это показывает, что она готова отказываться от своих предпочтений - ради него. Может я сильно утрирую, и Маргарита сделала показательный жест, но пойдëм дальше. Я как-то не отследила в начале романа, чего она на самом деле хочет, у неё нет своего собственного смысла жизни. Как и у многих ПРЛ женщин главная ценность- это отношения с мужчиной. Депрессивный период Маргариты сменяется резким эмоциональным подъëмом, связанным с появлением в еë жизни Мастера. После неудачной публикации отрывка романа Мастера в газете , у главной героини появляется постоянная тревожность. 

В периоды сильного стресса у неё появляются мысли у суициде. Она говорит об этом Мастеру в одной сцен, что в день их знакомства она находилась в таком отчаяние и даже готова была покончить жизнь самоубийством. 

Что мы имеем на данный момент. Периоды депрессии, эмоциональный подъëм, тревожность, суицидальные мысли. Все признаки уже налицо. 

Далее Маргарита показывает сильную зависимость от своего возлюбленного. Как только она теряет его, еë мир рушится. Маргарита не может найти себе места, не понимает, кто она на самом деле за пределами любви к Мастеру. Это внутреннее смятение вызывает у неё сильную тревогу и приводит к импульсивному поведению. 

Маргарита готова на всë ради того, чтобы быть снова с Мастером. Она рискует своей репутацией, даже готова продать душу дьяволу ради этих отношений- полностью расстворяясь в мужчине. Она готова идти на преступления, нарушать закон, отомстив за Мастера критику Латунскому, стать ведьмой, вступить в сделку с нечистыми силами. Что уж говорить о том, что половину романа Маргарита пробéгала голой. :) 

Ей нужны постоянные эмоциональные качели и непредсказуемость. Брак для Маргариты-каторга и ей нужен свежий глоток воздуха. Одной из наиболее интересных черт Маргариты является её способность к быстрым изменениям. Она может быть абсолютно невозмутимой в одно мгновение и совершенно неадекватной в следующее. Это является ещё одним признаком пограничного расстройства личности. Для Маргариты не существует промежуточных состояний. Если она любит, то это всёобъемлющая любовь! Если ненавидит - то с той же силой!

Мне попадались разные статьи с рассуждениями, разборами личностей героев романа "Мастер и Маргарита". Всë сводится к одному. Очень многие считают, что чувства Маргариты более похожи на одержимость идеей, чем на любовь. Так сказать, ей часто приписывают образ " восторженной маньячки" :) 

Люди, страдающие от пограничного расстройства личности, часто не знают своего «я». Как я писала выше, это наблюдается и в случае Маргариты. С одной стороны, она - это любящая женщина, с другой, она превращается в сильную, независимую особу, способную запугать тех, кто причиняет боль ее возлюбленному. Её идентичность распадается на части в тот момент, когда она теряет Мастера, и только сверхъестественное позволяет ей снова собраться. Такие обстоятельства подтверждают наличие у неё нестабильности идентичности. Очень показательны сцены, где она является королевой бала, после этого веселится с дьяволом и его свитой, ощущая себя на 10 из 10, через минуту еë настроение падает, она уже не так уверена в себе и своих действиях, ей резко хочется прикрыть свою наготу и покинуть праздник. "Пограничница" во всей красе. 

Пиписав эту небольшую статью, мне на секунду показалось, что я немного "очернила" образ Маргариты. На самом деле, еë натура очень многогранна. Сегодня я оценила еë только с одной стороны. А если посмотреть на персонаж в целом, то Маргарита любящая, страстная, заботливая, верная, готовая на жертвенность. Я не просто так взяла для статьи фотографии из сериальной экранизации Бортко, где роль главной Булгаковской героини исполнила Анна Ковальчук.

Она справилась великолепно. И внешность, и внутренний характер книжной Маргариты был воплощëн на высшем уровне. Для меня Маргарита такая. Со всем своим нестабильным характером, гневом, импульсивностью, дьявольщинкой в глазах, самоотверженностью, необдуманными поступками, - остаëтся всë такой же притягательной. Повезло-ли Мастеру. Однозначно да. Он встретил женщину, которая любила вопреки всему, которая готова была отказаться от своей жизни, ожидая, что еë погубят. Несмотря на то, что с Мастером, еë , возможно, не ждало счастливое будущее, дети, достаток... ну, что ж, тот кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. 

Вам понравилось?

like

dislike