Мужчины вяжут: как советский специалист и Сталлоне разрушили стереотипы!
На этой карикатуре из советского Крокодила молодого специалиста научили вязать, чтобы чем-то заниматься в "дни затишья".
— Совсем испортился парень... Надо было сразу брать его в наш отдел.
И все-таки лучше вязать модную мужскую шапку для себя, а то и свитер, чем убить время на домино и карты! Главное, не увлекся косметикой!)
Почему-то считалось, что вязание — не мужское дело. Это с тех пор, когда баба занималась домом и сама шила, вязала одежду для семьи. А мужик плел лапти, пахал на поле и зарабатывал в городе, поэтому ему не до вязания. Разделение труда.
Об этом хорошо писал Виктор Голявкин в рассказе "Вязальщик". Герой рассказа, мальчик стеснялся того, что умел вязать. Над ним смеялись. Все же однажды связал отличный свитер.
"Такой жёлтый свитер с полосками. Полоски зелёные. Очень красиво. Правда, бабушка помогла. Но в основном я всё сам связал."
Все восхитились этим свитером.
"— Вот это свитер!
Никто уж не дразнит, конечно. Чего уж тут дразнить. Вязальщиком быть совсем не плохо. Это всем стало ясно."
Молодец мужчина, не терял времени на скучном совещании. Не спал и слушал. Если бы разрешили женщинам вязать на подобных совещаниях в советские времена... Мне писала одна иностранная вязальщица, что в её церкви баптистов многие вяжут, пока слушают проповедь. Чтобы не заснуть.
— Безобразие, чем вы занимаетесь на совещании?!
Идея вязания на собраниях оказалась старой. И вяжущий мужчина в те годы было нормальным делом, по-видимому.
Конец 1980-х годов. (В сентябре 2024 года умер Герман Огородников (1938-2024), советский и российский художник-карикатурист, иллюстратор.)
Не мы одни так считали. За рубежом некоторые тоже думали, что только женщины вяжут. На этой карикатуре один из мальчиков говорит:
-- Ха-ха-ха! Смотри!!! Этот мальчик вяжет!! Он должен быть sissy ! (Sissy -- уничижительный термин для мальчика или мужчины, который не демонстрирует мужских черт и проявляет возможные признаки хрупкости. Как наше "парень-неженка").
Помню, как в начале 90-х годов одноклассики горячо обсуждали фильм "Разрушитель" с Сталлоне в роли полицейского, попавшего в будущее. И он ...вязал в фильме! Для нас это было странным. Не проходили об этом. В книгах почти не было. Интернета ещё не было.
Мой скрин из фильма "Разрушитель", 1993 года, США,
— Не знаю, что вы мне подмешали в лёд, но когда я оттаял, мне сразу захотелось вязать. Откуда я знаю, что такое лицевая петля, изнаночная, накиды и так далее? Я могу вязать коврик с закрытыми глазами.
— Это часть вашей программы реабилитации. Для каждого заключённого компьютер подбирает ремесло, отвечающее генетической предрасположенности, а также внедряет навыки и стремления этим заниматься.
— Я рукодельница!.. Круто.
Разрушитель / Demolition man (1993)
Но девушка осталась не очень довольной? Не принято им дарить что-либо в будущем?
А все-таки это было крутым — за вечерок связать целый свитер с аранами! ) Наверное, режиссёр вдохновился эпизодом в советском фильме "Морозко", когда бедная Настенька всю ночь вязала длинный носок.
А что мои одноклассники бы сказали, если бы у нас в школьном учебнике по истории Европы была бы эта иллюстрация? У этих работников такие мускульные руки, как у культуристов конца 20 века! Неужели чесание шерсти, прядение и вязание "качают" мышцы? . Может, художник преувеличил, а может, жизнь такая была, не только вязанием занимались.
“Вязальщики чулок”. Гравюра на меди Кристофа Вайгеля (1654-1725). Более Поздняя Окраска. Из: Иллюстрация и описание основных общественных сословий, Регенсбург 1698.
Одна писала об этой гравюре:
В мастерской работают здоровые крепкие мужчины детородного возраста, скорее всего, кормильцы в семьях. Они вполне могли бы пахать на земле, работать в шахте и т.д. Однако мужчины предпочли заниматься изготовлением чулок. Видимо, это ремесло в конце XVII в. давало заработок, сравнимый с заработком других рабочих мужских профессий, который позволял содержать себя и свою семью. Поэтому вязание считалось мужской работой, мужской профессией. Источник
Женщины тоже чесали шерсть, пряли, вязали для своей семьи и на продажу на местной ярмарке -- домашнее вязание, а мужчины в гильдии вязальщиков вязали чулки и жакеты на заказ аристократам (это может быть темой для новой статьи)
А в Российской империи
Им настежь отворяет дверь,
В очках, в изорванном кафтане,
С чулком в руке, седой калмык.
Глава седьмая, XXXIX. XL. Евгений Онегин.
Когда читала поэму, то не понимала, почему старый слуга держит чулок в руке. Не успел надеть его? Оказалось, он его вязал, сидя у двери. Поэт не добавил про спицы, а его современники знали и так.
Лотман. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. Глава седьмая. Часть 4.
«С чулком в руке, седой калмык». — Мода иметь в доме слугой мальчика-калмыка относится к XVIII в. Ко времени приезда Лариных в Москву мода эта устарела, состарился и слуга-калмык. «С чулком в руке...» — Лишь в немногих богатых домах имелся специальный швейцар. Обычно его функцию выполнял кто-либо из дворовых слуг, занимавшийся в то время каким-либо домашним рукоделием (то есть вязанием в свободную минуту).
Анекдот в тему: Штирлиц сидел у камина и вязал. Вязание успокаивало его. После окончания вязания у камина остался лежать связанный Мюллер.
Вам понравилось?