Из-под самого носа гитлеровцев «увели» семь машин: по следам солдатского письма

В 1942 году полковник Батлан в письме с Ленинградского фронта рассказывал, как группа советских бойцов отремонтировала стоявший рядом с вражеской передовой подбитый танк и доставила его в свою часть

Сентябрь 3, 2024 - 20:55
Сентябрь 3, 2024 - 21:20
 0  6
Из-под самого носа гитлеровцев «увели» семь машин: по следам солдатского письма

Всем привет, друзья!

Прежде чем рассказать об этом героическим подвиге, напомним содержание письма, опубликованного в сентябре 1967 года в «Правде» под заголовком «Воскрес на поле боя». Редакция получила его с фронта в годы Великой Отечественной войны и хранила вместе с тысячами других солдатских писем.
Четверть века назад офицер Батлан в письме с Ленинградского фронта рассказывал, как группа советских бойцов отремонтировала стоявший рядом с вражеской передовой подбитый танк и доставила его в свою часть.

Никаких подробностей о судьбе автора письма и героев, совершивших подвиг, известно не было. И только после выхода этого номера газеты мы узнали, что автор письма полковник М. И. Батлан живёт в Москве. Я встретился с ним. Ему — под семьдесят. Не по годам строен, подвижен. Интересна жизнь этого человека. В 17 лет — он доброволец Красной Армии, воюет с белогвардейцами, басмачами и после окончания гражданской войны учится. Отечественную войну М. И. Батлан встретил в звании подполковника. И, естественно, при встрече сразу же заговорили о замечательном подвиге смельчаков-танкистов. — В письме я написал об эвакуации одного танка, а ведь наши хлопцы из-под самого носа гитлеровцев «увели» семь машин, — говорит Михаил Израилевич. — Каким образом? — Было это летом под Ленинградом, на второй год войны. Части Приморской оперативной группы, в которой я командовал автобронетанковыми подразделениями, обороняли узкую полоску побережья Финского залива от Петергофа до местечка Керново. Мы находились в трудном положении. Впереди с трёх сторон — враг. Позади — Финский залив. Клочок земли, на котором мы закрепились, насквозь простреливался артиллерийским огнём. Когда обжились на «пятачке», то стали думать: как пополнить поредевший в боях танковый парк. Мы знали, что на так называемой «ничейной» земле, но ближе к окопам противника стоит около десятка наших подбитых танков. Теперь уж не припомню точно, кто предложил дерзкую идею — эвакуировать их. Штаб 287-го отдельного танкового батальона — им командовал майор Н. И. Лобанов, комиссаром был военный инженер 3-го ранга Н. С. Ждановский — вместе со 180-й ремонтной базой разработали детальный план. Танки находились примерно в двухстах метрах от передовой гитлеровцев. Но интендант 3-го ранга Ибриянов, техник-лейтенант Шапоренко подобрались к одной из машин, тщательно осмотрели её и установили, что защищённый крепкой броней мотор невредим. Тогда-то и было решено исправить танк на месте. Двенадцать ночей лейтенант Шапоренко, механик-водитель старший сержант Лазерный, бойцы-ремонтники Любченко, Гробчак, Дробшиевский, Глухов работали в танке: ремонтировали ходовую часть, внутреннее оборудование. Ползком таскали они тяжёлые, многопудовые детали, съёмники, инструменты. Танк стоял в низине. Пришлось откапывать его, очищать, смазывать детали. На рассвете, тщательно замаскировав следы своей работы, храбрецы возвращались обратно. Настала ночь эвакуации. Всех мучила одна мысль — заработает ли мотор? Лазебный сел за рычаги. Мотор завёлся сразу. Танк развернулся и, набирая скорость, двинулся к нашим позициям. Это было настолько неожиданно для гитлеровцев, что они растерялись. И лишь позже открыли беспорядочную стрельбу. Так был эвакуирован первый танк «КВ» № 5144. А вскоре в районе местечка Большие Илики мы эвакуировали второй «КВ». Вёл машину механик-водитель старшина Лукин. Если первые два танка пришли своим ходом, то остальные пять пришлось тянуть тросами, лебёдками, буксировщиком — их моторы исправить на месте было невозможно. Эвакуация танков не обошлась без жертв. Августовской ночью, когда мы уводили третий «КВ», взвод гитлеровцев напал на боевое охранение, прикрывавшее наших танкистов. Завязался неравный бой. В этой схватке погиб красноармеец Гоав Абубакер, а бойцы Волошин, Глухов, майор Лобанов и командир танковой роты капитан Зачиняев были ранены. После ремонта все семь боевых машин зачислили в 287-й отдельный танковый батальон. Бойцы назвали их «Мститель», «Непокорный», «За Родину», «Смерть фашистам». Танки участвовали в боях под Ленинградом. Многих участников этого смелого подвига наградили орденами и медалями.

— Как сложилась судьба ваших однополчан? — Бывший командир 287-го танкового батальона Нил Иванович Лобанов сейчас полковник в отставке, живёт в Ленинграде. По соседству с ним живёт комиссар этого батальона Н. С. Ждановский. После войны Николай Степанович защитил докторскую диссертацию. Он заведует кафедрой двигателей и теплотехники Ленинградского сельскохозяйственного института. О судьбе остальных мне неизвестно. А узнать хочется. Возможно, кто-то и откликнется. Полковник М. И. Батлан сейчас на пенсии, ведёт большую общественную работу. Дело отца продолжает сын — Лев. Он автомобилист, подполковник. М. И. Батлан передал нам фотографию первого танка «КВ». Она сделана после эвакуации машины.

Так через четверть века солдатское письмо помогло открыть ещё один героический подвиг советских бойцов. 

В. ПОПОВ (1967)

★ ★ ★

ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Вам понравилось?

like

dislike