Самарская набережная: взгляд в историю и настоящее
Статья описывает историю и архитектуру Самарской набережной, которая является одним из самых красивых и значимых мест в городе. Набережная берёт своё начало в XIX веке и имеет богатую историю, связанную с развитием Самары.
![Самарская набережная: взгляд в историю и настоящее](https://s2.stc.all.kpcdn.net/russia/wp-content/uploads/2020/07/teplohod-samara-1-800x450.jpg)
Самара — город с богатой историей и уникальными культурными и архитектурными сокровищами. Одной из таких жемчужин является набережная Волги, любимое место отдыха горожан и гостей, где можно не только восхититься красотой, но и ощутить дыхание времени. Это не просто прогулочная зона, а настоящий оазис, где Волга словно обнимает город, даря свежесть и вдохновение. Сегодня я хочу поделиться своими впечатлениями о самарской набережной и рассказать, почему она стала моим любимым местом.
История набережной Самары
Самарская набережная — сердце города, пульсирующее историей и энергией. Она берет начало в XIX веке, когда Самара делала первые шаги. Настоящий облик обрела лишь в XX столетии, протянувшись на 4,17 км. Набережная делится на четыре части, каждая со своим характером.
24 июня 1852 года, словно мудрый старец, городской совет поручил архитектору Фирсову обустроить спуск к Волге. Началась новая глава, первый робкий шаг к созданию места, где горожане могли бы наслаждаться природой. В 1853 году закипела работа, и к 1880-м годам появились пивоваренный завод и часовня, ставшие символами новой эпохи.
В июле 1890 года, под Воскресенским спуском, как маяк, возвысилась часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Этот маленький храм привлекал внимание горожан, становясь центром притяжения. Часовня напоминала жемчужину в короне, украшая набережную своим русским «фасадом» из красного кирпича с белокаменными деталями.
До 1930-х годов набережная оставалась неизменной, но затем всё изменилось. В 1935 году было решено превратить её в зону отдыха. 23 апреля 1932 года началось строительство водного вокзала, ставшего символом новой Самары. Это здание, как корабль, плывущий по реке, выделялось лёгкостью и изяществом.
25 декабря 1935 года Куйбышевский горсовет принял решение благоустроить набережную. В Генплане города были предусмотрены две террасы, простиравшиеся от стрелки до Жигулёвского пивзавода и от ГРЭС до завода «Кинап». Однако война прервала эти планы.
Архитектура набережной
Первый участок — Старая набережная, протянувшаяся между улицами Некрасовской и Вилоновской, — родилась в 1939 году, словно дитя послевоенного времени, когда город восстанавливался из руин. Несмотря на войну, строительство не остановилось, и в 1954 году появилась величественная подпорная стена из железобетона, украшенная гранитом. Она напоминала мощный щит, охраняющий набережную от волнений реки, словно незыблемый страж на страже спокойствия. На этом участке раскинулись скульптуры, деревья и уютный пляж, где каждый уголок дышал историей, как старый друг, рассказывающий о былых временах.
Второй участок — Центральная часть, простирающаяся от переулка Студенческого до завода «Кинап», — был возведён в 1958–1961 годах. Здесь тоже появилась подпорная стена, гранитные лестницы, ведущие к набережной, и тумбы, напоминающие о надёжности и стабильности. Широкие аллеи и сады стали настоящей жемчужиной этого участка, превратив его в место для прогулок и размышлений, где каждый шаг открывал новую главу жизни города.
Интересно, что в народе эти первые две очереди Волжской набережной называли «Смирновской», ведь именно при Владимире Смирнове, талантливом руководителе горисполкома, они были построены. Однако, несмотря на его усилия, тогда не удалось создать единый и гармоничный облик набережной, словно мозаику, которая ещё не нашла свои недостающие кусочки.
24 июля 1971 года Самарцы увидели новый речной вокзал — грандиозный комплекс из железобетона, который стал символом новой эпохи. На площади в 80 тысяч квадратных метров возвышалась причальная стенка, а на откосе стояли двухэтажное здание вокзала и 12-этажное здание гостиницы «Россия», словно два стража, охраняющие вход в город. Этот день стал началом новой эры для Старой набережной, придав ей законченный и величественный вид, как долгожданная коронация.
Третий участок — продолжение Старой набережной от улицы Некрасовской до нового речного вокзала, — был построен в 1970-х годах. После открытия вокзала начались работы по объединению этого участка с первым. Этот процесс был похож на создание единого пазла, где каждая деталь находила своё место, как в детской игре, где каждый кусочек встаёт на своё место, образуя целостную картину.
Третью очередь набережной возводили строители из стройтреста № 24 Министерства военно-морского строительства СССР. В строительстве участвовали управление подводных работ, мостострой и другие организации. Архитекторы Н. В. Подовинников, А. В. Годзевич, М. А. Труфанов и конструкторы П. Я. Огуз и П. Н. Ашитко создали проект, который до сих пор вызывает восхищение, словно шедевр искусства, который невозможно забыть.
Особое внимание стоит уделить мастерам озеленения: Н. А. и Л. Н. Назаренко, Т. И. Башмановой и Р. Н. Кулыгиной. Они смогли превратить обычную флору в настоящее произведение искусства, где каждое дерево и цветок сменяют друг друга, создавая неповторимые пейзажи в разные времена года, как на палитре художника, где краски меняются в зависимости от времени суток.
Четвёртый участок — Октябрьская набережная, простирающаяся от завода «Кинап» до Силикатного оврага, — была открыта в 1986 году. Её крутые склоны и террасы придают ей особый шарм, как складки на платье старой дамы, которые придают ей уникальность. Главная достопримечательность — стела «Ладья», установленная к 400-летию города, словно корабль, готовый отплыть в новое будущее.
Строительство четвёртой очереди началось ещё в 1970-х, когда были снесены ветхие дома в Силикатном и Беломорском оврагах. Сегодня эта набережная, построенная на месте Никольского монастыря, кажется самой изысканной и объёмной, как новый холст, на котором художник пишет картину будущего. Здесь возвышается Софийский собор, один из самых красивых храмов Самары. Открытый в сентябре 2018 года, он стал символом города, как маяк, указывающий путь в будущее.
В архитектурно-планировочном отношении Самарские набережные — это длинная лента озеленённого партера, связывающая город с рекой, как нить жемчуга, нанизывающая на себя все красоты города. Это место, где каждый может найти что-то своё: насладиться природой, узнать историю города или просто провести время с близкими, как в старом семейном альбоме, где хранятся самые тёплые воспоминания.
Вам понравилось?
![like](https://talkay.ru/assets/img/reactions/like.png)
![dislike](https://talkay.ru/assets/img/reactions/dislike.png)