Странные дела в Лилипутии
Джонатан Свифт допустил в одной из своих книг ошибку, от которой книга стала еще лучше.
Все люди ошибаются, и гениальные писатели в этом плане не исключение. Тем более, что иногда причина ошибок, сделанных авторами при написании книг, заключается в том, что на момент создания книги человечество просто еще не знало о тех или иных научных фактах. Одну такую ошибку современный японский физиолог Тошио Куроки обнаружил в одном из романов Джонатана Свифта – однако она не только не портит его книгу, но даже наоборот, добавляет в нее дополнительную саркастическую нотку, чему сам Свифт наверняка только обрадовался бы. Книги Джонатана Свифта о путешествиях Лемюэля Гулливера изначально были совсем не детскими: он писал их, во-первых, с целью высмеять и заклеймить существующие в его время (и благополучно дожившие до наших дней) политические и общественные маразмы, а во-вторых, в противовес книгам своего соперника Даниэля Дефо, выпускавшего романы о путешествиях Робинзона Крузо. Если Дефо писал строго реалистичные произведения, каждый эпизод которых выглядел достоверным и вполне возможным в реальности, то Свифт в пику ему создавал сказочные и фантастические страны, населенные не менее сказочными и фантастическими существами. Но при этом его миры все равно выглядели логично и в определенном смысле тоже были реалистичными: если бы они могли существовать в реальной действительности, жизнь в них вполне могла бы быть устроена именно так, как описал Свифт.
В книгах о путешествии Гулливера в страну лилипутов и страну великанов все подчинено строгим расчетам автора. В Лилипутии все живые существа, растения и вещи в 12 раз меньше, чем в нашем обычном мире, а в Бробдингнеге, соответственно, в 12 раз больше. Свифт выбрал именно такую разницу для удобства: 1:12 – это соотношение фута и дюйма. И описывая свои миры, созданные по таким параметрам, он всегда тщательно прочитывал, какого размера и веса должна быть а или иначе лилипуткая либо великанская вещь и как они должны восприниматься, с точки зрения его главного героя, обычного человека.
В первой половине ХХ века знаменитый математик и популяризатор точных наук Яков Перельман проверил все эти расчеты и убедился, что Джонатан Свифт нигде не ошибся. Например, описывая, как лилипуты обустроили постель Гулливера, автор сообщил, что сначала они сшили друг с другом полтораста матрасов, чтобы получился один большой матрас, потом изготовили еще три таких больших матраса, а потом сложили их друг на друга и пришили друг к другу по периметру, однако спать на получившемся большом «четверном» матрасе Гулливеру было очень жестко. Перельман объявил, что в этом описании нет ни преувеличения, ни приуменьшения. Если один лилипутский матрас меньше человеческого в 12 раз, то его площадь будет меньше в 144 (то есть 12 в квадрате) раза – то есть, для одного большого и тонкого матраса потребовалось бы 144 (можно сказать, почти полторы сотни) маленьких. Но и толщина маленьких матрасов была в 12 раз меньше толщины человеческих, так что созданный для Гулливера большой матрас был в три раза тоньше привычных ему толстых и мягких матрасов – неудивительно, что такое спальное место показалось ему жестким!
То же самое можно сказать и о других описанных Джонатаном Свифтом ситуациях, в которых оказывался его главный герой в двух первых книгах. Чтобы привезти Гулливера в лилипутский город на повозке, действительно потребовалось бы 500 лилипутских лошадей, а великанское яблоко, упавшее на него с великанского же дерева, в самом деле должно было сбить его с ног и едва не убить. Но в одной детали Свифт все-таки невольно ошибся – при описании обедов своего героя в стране лилипутов. Он написал, что для того, чтобы прокормить Гулливера, ему каждый день выделялось столько продуктов, сколько требовалось 1728 лилипутам. С точки зрения автора, живущего в XVII-XVIII веках, это число было правильным: объем тела обычного человека должен был быть в 12 в кубе раз больше объема тела лилипута, а 12 в кубе – это и есть 1728.
Но в ХХ веке биологи обнаружили, что живым существам разного размера требуется разное относительно их габаритов количество еды. Чем теплокровное животное меньше, тем быстрее у него метаболизм и тем больше ему нужно есть относительно его веса и размера. Это объясняется тем, что мелкие животные быстрее теряют энергию, им сложнее сохранить тепло, и поэтому если они не будут много и часто пополнять запасы калорий, то просто-напросто замерзнут. Именно поэтому самые крошечные млекопитающие и птицы либо питаются очень высококалорийной пищей, либо едят, почти не переставая. Например, колибри и белые листоносы (так называется вид очень мелких летучих мышей) питаются цветочным нектаром и соком растений, в котором очень много сахара, летучие мыши-вампиры пьют кровь, а землеройки (крошечные насекомоядные зверьки) практически все время проводят, поедая насекомых и их личинок и лишь изредка отвлекаются на рытье нор и другие занятия.
Соответственно, и свифтовским лилипутам должно было требоваться больше пищи относительно массы их тела, чем обычным людям и Гулливеру в частности. Причем сколько именно человечки ростом в 12 раз меньше него должны были съедать, можно подсчитать точно: для этого существует формула, выведенная в ХХ веке швейцарским физиологом Максом Кляйбером. А несколько лет назад его японский коллега, профессор Тошио Куроки, высчитал по этой формуле, сколько еды требовалось одному лилипуту по сравнению с Гулливером – и оказалось, что Гулливеру нужно было съедать не в 1728 раз больше продуктов, чем лилипутам, а всего лишь в 42 раза больше!
И в связи с этим встает вопрос, который стоило бы задать лилипутским чиновникам, отвечавшим за выделение Гулливеру продуктов и каждый день поставлявших ему в 1728 раз больше еды, чем требуется одному представителю их народа: куда же девалась вся остальная еда в таком огромном количестве? ;-)
В общем, ошибка, которую Джонатан Свифт допустил в своей первой книге про Лемюэля Гулливера, в итоге добавила этому саркастическому роману еще больше едкой иронии: получилось, что он еще и показал, что даже у крошечного народа существует коррупция, причем в прямом смысле слова гигантских масштабах.
Татьяна Минасян
Вам понравилось?